Смальта для мозаики
В распоряжение художника-мозаичиста смальты поступают обычно в виде плиток площадью около 150-200 кв. см и толщиной 1-2 см и больше. В более позднее время смальтовары начали выпускать свой продукт также и в другом виде. Пользуясь способностью расплавленного стекла растягиваться, сохраняя при этом полное подобие фигуры поперечного сечения вытягиваемого жгута, некоторую часть смальт, предназначенных для набора мелких деталей, вырабатывают вытягиванием в виде прямоугольных или круглых стволиков, а иногда для мозаик миниатюрного типа — до 0,1 мм. В том виде, в каком смальта поступает в мастерскую художника-мозаичиста, будь то плитки или стволики, она не годится для непосредственного употребления в дело. Ее нужно превращать в куски требуемой формы и величины. Эту операцию художник обыкновенно производит собственноручно, пользуясь молотком особой формы и наковальней, имеющей вид широкого долота с направленным вверх притуплённым лезвием. Иногда при разделении плитки на составные элементы мозаического набора ее предварительно распиливают ленточной стальной пилкой с песком и водой. За последнее время для этой цели прибегают к более совершенному инструменту — к так называемой «алмазной пиле». Алмазная пила представляет собой укрепленный на оси электромотора небольшой диск из листового железа, в кромку которого зачеканена «алмазная кротка»- алмазный порошок, получающийся как отход в ювелирном производстве. Кусок стекла, который нужно распилить, зажимают в особое приспособление, называемое суппортом, и при помощи груза или винтового приспособления плавно нажимают на быстро вращающийся диск, непрерывно подавая на место распилки какую-нибудь смазывающую жидкость, например керосин или скипидар. Диск врезается в стекло почти с такой же легкостью, как обыкновенная пила в деревянную доску. Распиливая тем или иным способом плитки несколько раз в поперечном направлении, получают бруски или стволики толщиной около 1,5-2 см. Для более плотного прилегания наборных кубиков друг к другу боковые поверхности стволиков — как пиленых, так и тянутых — нередко прошлифовываются на точильных кругах. От таких стволиков (или непосредственно от плиток) художник-мозаичист, когда ему нужно, откалывает молотком кубики высотой около 2-2,5 см, чего вполне достаточно для прочного закрепления набора в слое вяжущего вещества. В старое время нередко применяли кубики высотой меньше 1 см. Чтобы кубики прочнее держались в растворе, иногда придают их нижней части пирамидальное заострение путем скалывания углов молотком.
Цвет смальты
Цвет смальты определяется количеством и соотношением добавляемых к стекломассе оксидов металлов (двуокись олова, окись сурьмы и другие).
Расплавление при высокой температуре металлов в стекломассе образует множество криссталов размером меньше микрона,
которые сами прозрачны, но их показатели преломления отличаются от окружающего стекла.
Застывшая смальтовая масса непрозрачна, но обладает эффектом внутреннего свечения.
Сейчас популярны различные смальты смесовых цветов с выраженными цветовыми переливами неожиданных сочетаний, слоистые и пятнистые смальты.
Для получения слоистых смальт, смальт с прожилками составляют единую стекломассу из нескольких отличных по составу заготовок.
Пятнистые смальты получаются неравномерным перемешиванием составленной смеси стекломасс или вводом дополнительного вещества
в уже подготовленную массу одного цвета. Также разработаны технологии получения золотой и серебряной смальты. В наиболее простом
случае такие смальты получают запрессовыванием тонкого слоя фольги между двух слоев стекла — непрозрачной основой и прозрачным покровным слоем.
Смальта по физическим характеристикам прочности и стойкости к воздействиям превосходит обычное стекло, хотя, разумеется,
ряд современных специальных стекол может и посоперничать со смальтой по некоторым параметрам. Смальта не боится влаги,
перепадов температуры, морозов, солнечных лучей и агрессивных сред, что обеспечивает ей завидную долговечность.
Современные мастерские декларируют выпуск до сотни тысяч оттенков и цветов смальты. Различить иные оттенки человеческому глазу невозможно
без помощи специальной аппаратуры. Популярность смальты достаточно высока, но в то же время процесс производства остается весьма
дорогостоящим, во многом из-за применения смальты в основном в декоративных целях.
Иногда смальтой называют прозрачное цветное стекло, окрашенное огнеупорными красителями. Но все же чаще условное
разделение стекла и смальты проводится по характеристикам прозрачности. Цветные стекла также различаются по составам и характеристикам,
среди них выделяют свои особые типы стекол, например, венецианское стекло.
Следующая страница: Ода мозаике
• Главная • Все о смальте • Физика и химия смальты |
Разновидности мозаики
Большое разнообразие смальтовых видов мозаики позволяет поделить их на несколько групп. Каждая из указанных категорий отличается формой и типом выкладывания на поверхности.
Стоит рассмотреть основные виды мозаики, чтобы выбрать вариант для самостоятельного изготовления панно:
- Византийская. Такой тип мозаики предполагает облицовку плоскости смальтой разных по размеру кусочков. Они укладываются близко друг к другу, швы заполняются затиркой контрастной по цвету или однотонной. Форма тессеров может быть разной, однако мастера стараются максимально подбирать похожие по очертаниям кусочки.
- Инкрустация. Особый вид мозаики, при которой смальту органично вписывают на поверхность другой структуры. В качестве плоскости используют металл, дерево, бетон и другие материалы. Вставленное разноцветное стекло отличается элегантным внешним видом, а картины, создающиеся таким типом кладки, имеют повышенную стоимость.
- Флорентийская. Подразумевает использование различных по размеру кусочков и по технике кладки, схожа с византийским типом. Единственное отличие – создание завершенных сюжетов, в основе которых заложены божественные и героические мотивы. Изготовить панно из смальты по типу флорентийской мозаики можно своими руками. Для этого необходимо заранее подобрать нужный сюжет.
- Маркетри. Традиционно данный тип мозаики подразумевает инкрустацию шпоном, однако в современных изделиях применяется цветная смальта. Особенно красиво смотрится такая инкрустация на обеденных столах, журнальных столиках и шкатулках из дерева.
Существует 2 типа набора мозаики при облицовке. Первый вариант подразумевает прямой набор, при котором смальта укладывается на клей или цементный раствор лицом вверх.
Художник видит, какая картина складывается и в процессе изготовления можно корректировать детали. Обратный набор подразумевает укладку смальты лицом вниз, после чего сырье заливается специальной массой. Таким образом, можно добиться ровной плоскости с рисунком.
Прямой набор часто применяется для работы на месте, например при декорировании стены. Обратный вариант работы подходит в случае, если на место необходимо привезти готовый вариант панно.
Интересная отделка различными форматами смальты
Современная отделка, в которой используется мозаика, смальта и стекла, керамики и керамического гранита, металла и натурального камня применяется практически при каждом ремонте в каждом доме.
Золото погружено внутрь смальты и в отличие от подделки оно не испортиться со временем
Квадрат с габаритами от десять на десять до пятьдесят на пятьдесят миллиметров, имеющий толщину в четыре миллиметра является самым популярным форматом. Вместе с тем, элементы, имеющие вид треугольника, ромба, овала, круга и иных форм сейчас имеют такую же популярность.
Отдельные из них собираются в матрицы с габаритами триста на триста миллиметров, для оптимального упрощения укладки. Они могут быть на сетке или основе из бумаги, которая приклеивается к поверхности мозаики с лицевой стороны. Ее смачивают с помощью воды и снимают, когда завершиться укладка. Сетку располагают с изнаночной стороны и сохраняется внутри массе из клея. Для того, чтобы облицовывать как ровные, так и поверхности с вогнутостями, имеющими плоскую форму, может также подойти такой вид матриц, имеющий жесткую фиксацию.
На плоскостях с кривыми линиями и с выпуклостями оптимальную фантазию в разработке композиций способна обеспечить непременно основа из бумаги. Удалив ее, можно просто осуществлять корректировку нахождения каждого элемента, которые могут держаться только с помощью состава из клея. Но элементы на поверхности бумаги создают для материалов с малым весом, которые более тяжелые — из камня — эту основу используют редко.
Самым древним материалом, возможно является мозаика из смальты и стекла. Наличие отличных технических характеристик, устойчивости цвета к ультрафиолетовым лучам, бесконечность художественного потенциала — придают ему востребованности и теперь.
При облицовке ванной, бассейнов и иных помещений, где есть увеличенная влажность, делают мозаику из стекла незаменимой абсолютное отсутствие пор и нулевое поглощение воды.
Набор мозаики
При наборе мозаики-картины каждый кубик укладывается наружу поверхностью своего излома. Таково требование художников, которые при этом настаивают, чтобы в интересах надлежащего декоративного эффекта излом мозаичной плитки имел не глянцевый раковистый, а тусклый землистый характер, свойственный мелкокристаллическим горным породам. Это условие но так легко дается смальтоварам, так как не всегда можно добиться, чтобы при охлаждении сваренного стекла в нем выделилось бы достаточное количество криэталлов, иначе говоря, чтобы стекло успело «зарухнуть» в должной степени. Закрепление мозаичных кубиков на том или ином основании производится при помощи различных вяжущих веществ — искусственных порошкообразных материалов, которые, будучи замешаны с водой, образуют тесто, превращающееся через некоторое время на воздухе или в воде в твердое, камневидное тело. К этой категории веществ относятся обычные известковые растворы, применяемые при кирпичной кладке, гидравлические извести и цементы всех родов, имеющие широчайшее применение в строительстве. Основными материалами, входящими в состав таких веществ, являются известь, мергель, глина, кварцевый песок, вулканические горные породы, толченый кирпич (так называемая «цемянка»). Затвердевание смесей этих материалов, затворенных с водой, вызывается довольно сложными физико-химическими процессами, связанными с гидратацией некоторых веществ (гидратация — соединение с водой), с поглощением из воздуха углекислоты и образованием кристаллов. Некоторые из этих составов применяются только на воздухе, другие же способны твердеть под водой и употребляются поэтому для гидравлических сооружений. В мозаическом производстве в прежние времена использовались только простейшие известковые растворы, в состав которых, кроме обыкновенных извести и песка, вводили иногда толченый мрамор, вулканические туфы, измельченный кирпич и черепицу, иногда прибавляли для прочности какое-либо растение, например осоку, вводили для замедления схватывания трагант (особый вид древесного клея), растительное масло и некоторые другие вещества. Особенную прочность этим составам придавали вулканические породы и толченый кирпич, так как в них благодаря воздействию высоких температур, которым они подвергались, часть кремнезема находилась в аморфном, растворимом состоянии, что способствовало образованию в затвердевшем растворе большого количества кремнекислых соединений. За последнее время в мозаическом производстве нашел широкое применение обыкновенный портландский цемент.
Как же производится смальта?
Изначально стекло вариться с красящим пигментом в специальных печах при больших температурах
Пигменты смешиваются с мелко измельченным стеклом, эти краски потом и будут в материале
После остывания получается примерно такая смальта, но в последнее время её формируют в виде листов, в виде камней она используется при получении нескольких цветов в одной тессере Для домашнего творчества подойдет колка. На специальное металлическое ребро устанавливается заготовка смальты. Затем это все зажимают специальной пластиной, долотом, и наносят удар молотком. Конечно, в производственных масштабах это все происходит автоматизировано и механизировано. Учтите, что края кусочков получаются острыми
Поэтому важно работать в перчатках. И немаловажным является тот факт, что осколки могут разлетаться. Защищайте глаза с помощью строительных очков
Защищайте глаза с помощью строительных очков.
Перечень инструмента:
- Колун (это стол или бревно на котором в середине размещено зубило);
- Молоток;
- Кусачки;
- Перчатки;
- Очки.
Изготовление смальты в домашних условиях допускается при условии, что комната, в которой производится колка имеет ограниченный вход, дети могут легко пораниться даже от крошки материала.
При изготовлении смальты используют только окиси металлов (искусственные красители недопустимы при производстве). Разнообразие цвета обеспечивается различной концентрацией окисей металлов или их сочетанием.
Самый дорогой вариант — золотая смальта, в ее изготовлении действительно используется настоящее сусальное золото. Однако имейте ввиду, что можно встретить подделку и со временем такой материал позеленеет от влаги из окружающей среды.
Вот такая библиотека смальты будет для любого мозаичиста голубой мечтой…
В советские времена
Яркими примерами применения панно из мозаики, собранной из смальты, являются станции московского метро. Для примера возьмем две: «Чеховскую» (1987) и «Киевскую» (1954). Пилоны, которые поддерживают своды на «Чеховской», незаметны. Облицовка сделана из белого мрамора. Зато путевые стены – настоящее произведение искусства. Они выполнены в стиле флорентийской мозаики и представляют нам сцены из произведений А. П. Чехова (см. выше). Совершенно иначе смотрится станция «Киевская».
На ней имеется восемнадцать помпезных пилонов, на которых прославляется украинский народ. А также работающие крестьяне и простые люди, которые встречают 1 Мая и День Победы. Нельзя не отметить панно из мозаики работы Павла Корина на станции «Новослободской». Оно называется «Мир во всем мире».
Величественная женщина (предполагают, что моделью была супруга архитектора этой станции), которая идет навстречу людям и держит на руках ребенка, изображена на фоне пятиконечной звезды, серпа и молота, золотых снопов из колосьев. Над головой вьются голуби. А был портрет Сталина, который сняли после XX съезда. Мир, таким образом, выражен в крупных обобщенных формах. Строители рассказывают легенду, что архитектор и художник, следуя традиции, заложили под первые стекла монетки. Группа Корина также работала на станции «Комсомольской-Кольцевой», исполнив 8 мозаичных панно. Это было в 1951 году, поэтому их общая тематика – победы русского народа в различных войнах. Примеров на станциях метрополитена можно привести еще очень много, потому что многие их них выглядят как дворцовые залы.
Смальта — это стекло, а стекло — кремний
Основой любого стекла является Кремний — Silicium (Si), один из наиболее распространенных в природе элементов. Название элемента произошло от латинского «ляпис креманс» или, по-русски, — кремень — «камень, дающий огонь». Твердый камень, дававший при ударе искру и долгое время служивший человеку вместо спичек для получения огня, — одно из многочисленных соединений кремния, часто входящее в состав большинства горных пород. Песок морских берегов, рек, бескрайних пустынь, мощные отложения глин, песчаники и сланцы, граниты и гнейсы, горные хребты и земная кора на глубину до 20 км состоят, главным образом, из соединений кремния. На долю кремния приходится около 17 % от общего числа атомов земной коры, или 30% от ее веса.
Изготовление смальтовых панно и декоров
При изготовлении картин из смальты используют два способа: прямой и обратный. Прямой — это нанесение кусочков смальты на клейкую основу лицевой стороной вверх. Преимуществом такого способа является то, что вы результат видите сразу. Обратный способ — это когда частички стекла выкладываются лицевой стороной вниз и затем заливаются клеевой основой. Плюсом этого способа можно считать то, что из небольших таких фрагментов можно собрать большое панно.
Вот такой набор для колки вам потребуются для изготовления смальты
Новичку следует взять ровную, гладкую поверхность и выкладывать на нее четырехугольные кусочки параллельными рядами. Так как это несложно и не займет много времени. Смальта своими руками достаточно увлекательное творчество и художественным натурам стоит попробовать этим заниматься. Мозаика из смальты, фото которое здесь прилагается, выполнено исключительно творцами и людьми с богатой фантазией.
Золотая смальта может быть не только желтого цвета, но и красного, синего, зеленого…
Белый и серый
Теплый белый в смеси со светлым коричневым и серым создщает эффект почти мраморной поверхности. Естественность цветов великолепно подойдет для любых мозичных проектов с элементами пейзажа для передачи цвета и фактуры природного камня. Также разнообразие цветовой гаммы такого блока пригодится в портретной или иконографической мозаике для создания лиц и рук. Смесовость цветов повторяется во внутренней фактуре блока, где возможны градиенты и слоистые структуры чередования цветов и оттенков.
Мозаика — искусство традиционно ориентированное на монументальную храмовую отделку, изготовление больших панно, значительные произведения в классическом стиле. Смальта в бело-коричнево-серой гамме великолепно и аутентично подойдет для дополнения интерьерных и экстерьерных решений с использованием светлого мрамора. Переход от камня к стеклу может быть осуществлен плавно и даже незаметно. Смальту такого естественного оттенка хорошо использовать в рисунке мозаик, соседствующих с камнем или керамической плиткой тех итальянских или испанских коллекций, которые основаны на ассоциациях с античностью и римскими дворцами. Это обеспечит единство цветовой палитры для всего декоративного решения в целом.
Но не следует забывать и про художественные мозаики в современной стилистике. Как для модного контемпорари, так и для прямолинейных решений хай-тека важна гармоничность созданного образа, комфорт пребывания в среде. Естественные цвета мозаик из смальты могут стать отличным решением для совмещения эксклюзивности и роскоши с тенденциями к простой био-архитектуре и лаконичному дизайну.
Смальту бело-серых оттенков следует признать одной из наиболее популярных за счет универсальности цвета. Если даже мозаика набрана в синем, зеленом тоне или в ней преобладают красно-оранжевые краски, нейтральные и спокойные теплые бело-серые, бело-коричневатые тессеры пригодятся почти всегда.
Применение
Благодаря своей долговечности, мозаичная роспись может быть применена в самых разных областях. В отличие от фрески или каменной мозаики, смальта не крошится, не выгорает и потому не потребует специального ухода, реставрации, защиты. Именно поэтому смальтовую мозаику используют в своих интерьерах настоящие ценители искусства.
Смальта может использоваться при облицовке самых разных форм. Это могут быть стены, полы, столбы, купола, двери, лестницы, фасады. Смальтовая мозаика выступает как отдельное произведение искусства (картина), так и в сочетании с другими элементами декора, орнаментальными украшениями, в помещении и на улице, на холоде и в зной, даже под водой – в этом уникальность такой отделки.
В случае, когда декорированию подлежат помещения с большой концентрацией влаги (бани, сауны, ванные комнаты), предварительно требуется провести гидроизоляционные работы. В наши дни редко можно встретить мастера, который укладывает мозаику вручную, так как существуют готовые полотна, с применением которых нужно лишь перенести узор на декорируемую поверхность. Зачастую смальту выпускают в виде блоков на основе бумаги или ткани.
Квалифицированные укладчики самостоятельно выполнят все работы по подготовке поверхности и нанесению мозаики, подберут клеящий материал, затирку и произведут укладку, соблюдая нормы температуры и влажности. Но если вам посчастливилось нанять профессионального художника-мозаичиста, будьте готовы выложить за его работу немалую сумму.
История
Первые производства смальты как материала для декоративных и отделочных работ были созданы в Древнем Риме примерно во II—I веке до нашей эры, когда римская мозаика стала одним из основных художественных приемов в отделке интерьера. Производство было исключительно ручным и во многом — непредсказуемым по конечному результату. Многие римские мозаики комбинировали смальту с природным камнем — мрамором, известняком.
Христос-Пантократор (мозаика Святой Софии)
Значительных успехов в выплавке смальт достигли мастера Византии. В монументальной архитектуре христианских храмов до иконоборческого периода мозаика использовалась повсеместно — как в создании сложных художественных композиций на библейские темы, так и в орнаментальном украшении различных поверхностей стен, окон, дверных проемов. Особым приемом стало использование золотой смальты в качестве фона для изображений. Смальта стала основным материалом для изготовления мозаик. Выплавка смальт осуществлялась в специальных мастерских, число получаемых цветовых оттенков перевалило за сотню.
В Киевской Руси существовала, по крайней мере, одна мастерская по выплавке смальт. Возле Софии Киевской археологами найдены остатки производства смальт, использовавшихся для создания мозаик главного русского христианского храма той поры — образо́в Христа Вседержителя и Оранты Заступницы. Вероятно, киевской мастерской руководили византийские мастера.
После падения Византии центр стекольных производств и выплавок смальты переместился в Италию. Но высокая стоимость смальты и самих мозаичных работ привели к доминированию живописных и фресковых техник в отделке храмов, дворцов и общественных помещений. Мастера-стекловары постепенно сделали технологию выплавки смальт секретной, что также способствовало превращению процесса изготовления смальтовых мозаик в редкое и эксклюзивное искусство.
Использование кобальта в качестве пигмента в Центральной Азии известно начиная с XI века.
В Европе изобретение смальта как ярко-синего пигмента часто соотносят с именем богемского стеклодува Кристофера Шурера вновь открывшего его в 1540—1560 годах.
В XVIII веке Михаил Ломоносов фактически заново открыл технологию смальт для России. Поставив в течение 3 лет более 4 тысяч опытов, М. В. Ломоносов нашел способ получать смальты практически любого цвета. Недалеко от Ораниенбаума, в местечке Усть-Рудица М. В. Ломоносов построил фабрику цветного стекла и смальты, начавшую выпуск продукции в 1754 году.
Со смертью М. В. Ломоносова производство на фабрике сошло на нет. Тем не менее, все технологии смальт были описаны и задокументированы, в соответствии с принципами, которыми учёный руководствовался в своих исследованиях. Этот раздел его наследия примечателен тем, что, соприкасаясь другими — объединяет сразу несколько направлений: изучение свойств стёкол, особенности и условия их варки, методику укладки мозаики и художественное творчество как таковое.
Следующий этап в истории смальты в России — вторая половина XIX века. Идея замены икон и элементов оформления Исаакиевского собора мозаиками способствовала быстрому росту интереса к смальте и мозаике со стороны как ответственных за строительство лиц, так и всех, кто так или иначе считал себя причастным к архитектурному и художественному миру двух российских столиц.
Основным местом производства смальт стала мастерская Академии Художеств в Санкт-Петербурге (Мозаичная мастерская В. А. Фролова).
Кроме Исаакиевского собора еще одним монументальным объектом, полностью отделанным мозаиками из смальты, стал Храм Воскресения Христова (Спас на крови).
Следующим периодом популярности смальты стало послевоенное советское время
. Смальта использовалась практически повсеместно — как для создания монументальных мозаичных панно, так и для украшения станций метро (известных нам по работам Павла Корина) и остановок общественного транспорта, как для оформления помпезных общественных зданий, так и для небольших интерьерных композиций в детских садах. Отдельным направлением стало использование смальты в оформлении фонтанов в курортных и южных городах.
В конце XX века были разработаны промышленные технологии изготовления смальты, в том числе готовых мозаичных элементов заданных размеров и формы. Тем не менее, большая часть мозаик из смальты по-прежнему набирается вручную из материала, изготовленного также ручным способом.