Система отвода ливневых вод
Отведение жидкости происходит с помощью дренажной системы. Если такой поблизости нет, то сбросы можно выполнять в грунта расстоянии от 8 до 10 м поперек либо вниз от уровня уклона системы. Для этого могут использоваться специальные трубы для дренажа, а также стальные и пнд трубы от 100мм в диаметре. В стенках трубы делаются отверстия по 16-20 см, после чего они оборачиваются в иглопробивной геотекстиль. Это делается на тот случай, если жидкость начнет мигрировать с илистой почвы.
В углах и там где пересекаются каналы, производят соединение с использованием тройниковых каналов, имеющих верхний отвод. Воду нужно сбрасывать в метровую траншею, которая на 70% заполнена щебенкой и на 30% грунтом. Распределителями бывают трубы с перфорацией
Важно: Систему каналов желательно собрать заблаговременно до полного высыхания глиняного слоя. Слои отмостки
В процессе укладывания пирога отмостки его нужно утрамбовывать и проливать водой. Улучшить устойчивость слоя насыпи можно добавкой геотектильных слоев по глиняно-щебневой границе, а затем щебнево-песочной. Песочная поверхность выравнивается и по ней кладется изолирующий материал. Сверху изолятора раскатывают геокомпозитный материал толщиной от 7 до 10 мм, который будет способствовать даже незначительным скоплениям не застаиваться в насыпи, а легко выходить по каналу.
Далее планируется песчано-гравийный слой от 30 до 40 см по толщине, поверх чего кладется геотекстиль. Все материалы, насыпаемые выше данного слоя, считаются защитным и декоративным покрытием отмостки. В качестве финишного слоя могут также использоваться такие материалы, ка кирпич, керамические элементы, свободно лежащие плиты и т.д.
Выравнивание бетона и его сушка
Приступаем к заключительным работам.
Обязательно при укладывании всех слоев не забывать, что работы проводятся с первого до последнего этапа с соблюдением угла наклона от стен дома к краю полотна, а их толщина должна быть равномерной для каждого из слоев, перепады не допускаются. Все материалы тщательно утрамбовываются и выравниваются.
При заливке бетона, также следим за его равномерностью распределения. Делаем заливку поэтапно, небольшими порциями. Каждую порцию максимально утрамбовываем и выравниваем с помощью широкого шпателя или строительного правило, либо можно взять ровную доску, примерно по длине откоса и ровнять бетон ей.
Для железнения отмостки на свежезалитый бетон насыпаем сухой цемент, толщиной примерно 2 мм и затираем его. Растворы схватятся между собой и будут более устойчивы к влаге.
Через две недели бетон полностью высыхает и можно отмостку эксплуатировать.
Типичные ошибки
Неопытные строители при возведении отмостки часто допускают одни и те же ошибки.
Приведем самые распространенные из них:
- недостаточная ширина: вода, стекаемая с крыши, будет попадать на открытый грунт, впитываться в землю и постепенно разрушать фундамент
- малый наклон поверхности и, как следствие, скапливание воды в районе фундамента
- нарушение пропорций при изготовлении бетона: отмеривание компонентов на глазок зачастую приводит к приготовлению некачественного раствора, растрескиванию бетонной отмостки; через образуемые трещины вода будет беспрепятственно проникать в грунт, и пользы от такой отмостки будет мало
- отсутствие слоя гидроизоляции, защищающего грунт от проникновения влаги
- отсутствие утепления: в процессе морозного пучения из-за образования трещин фундамент начнет разрушаться; поэтому экономить на теплоизолирующих материалах не стоит
Автор следующего видео делится собственным опытом по замене старой отмостки на суглинистой почве:
https://youtube.com/watch?v=jRf4-k9kRrc
ВИДЕО: Отмостка дома, делаем правильно!
Отмостка вокруг дома: виды, устройство, схематические чертежи, инструкция как правильно сделать своими руками (30 Фото & Видео) +Отзывы
Строительство гаража своими руками: подробно о каждом из этапов. Описание, пошаговая инструкция, чертежи кровли, смотровой ямы, внутреннее обустройство (75 Фото & Видео) +Отзывы
Основные виды отмостки
Устройство мягкой отмостки
В зависимости от месторасположения гаража и интенсивности эксплуатации окружающей территории, необходимо выбрать нужный вид отмостки.
- Твердая отмостка у гаража изготавливается из бетона, который заливается по периметру гаража. Это самый быстрый и относительно не дорогой вид, который используется в том случае, если вокруг гаража практически никто не ходит и это пространство никак не используется. У такого варианта есть один существенный недостаток. Она постоянно находится вод воздействием влаги, солнца и перепадов температуры, что приводит к растрескиванию бетона и каждые несколько лет её приходится ремонтировать.
- Мягкая отмостка для гаража потребует больших временных и финансовых затрат. В этом случае поверх бетонного слоя укладывают цементно-песчаную смесь и декорируют её тротуарной плиткой, камнями или кирпичами. Этот вид подходит в тех случаях, когда пространство у гаража используется для прохода людей, а также его необходимо гармонично вписать в общий дизайн ландшафта.
После того, как был выбран вид отмостки, можно приступать к процессу создания защитного пояса.
Где требуется наклонное бетонирование
Бетонирование наклонных поверхностей выполняется не так редко, как это может показаться. Если ровную стяжку обычно обустраивают в помещениях разного назначения и условий эксплуатации, то заливка наклонной плоскости чаще всего становится необходимой на улице. Тем не менее, необходимость кладки бетона под уклоном может быть актуальной: при обустройстве внутренних работ внутри хозяйственных и жилых помещений, при проведении уличных мероприятий в естественных условиях.
Где нужна наклонная стяжка:
- Полы в банях, саунах, душевых помещениях
- Дорожки, тротуары, площадки на территории
- Создание отмостков, идущих по периметру строения
- Обустройство подъездов к территории производственных структур, частных объектов
- Сливные лотки для стока воды
- Заезды для грузового транспорта
- Съезды в подземные гаражи, парковки
- Пандусы для инвалидных колясок
Основная задача, выполняемая обустройством наклонной стяжки – формирование надежного, долговечного монолитного покрытия с нужными характеристиками прочности.
Подготовка площадки
Надежность бетонного въезда зависит от грамотно проведенных подготовительных работ.
На начальном этапе требуется по всей площади будущего въезда снять 15 сантиметровый слой грунта ― с меньшей глубиной невозможно обеспечить необходимый уровень прочности.
Затем внимательно осмотреть площадку, проверить наличие в ней скрытых ям и нор.
Важно! Грунт необходимо уплотнить, несколько раз подряд пройдясь тромбовкой по всей его площади
Особое внимание нужно уделять рыхлым участкам
На дно насыпать 5 сантиметровый слой мелкого гравия. Это предотвратит возникновение трещин в бетонной конструкции из-за промерзания почвы с зимний период.
Приготовление бетонной смеси
После выполнения всех подготовительных работ можно приступить к приготовлению бетонной смеси. Для этого стоит использовать растворомешалку с электрическим мотором, чтобы процесс проходил быстрее, а полученный раствор имел высокое качество. От этого зависит долговечность и прочность, которые будет иметь отмостка из бетона вокруг дома.
Для приготовления бетонной смеси берётся просеянный строительный песок и щебень мелкой фракции. Именно такой позволяет получить гладкую поверхность, по которой можно будет свободно передвигаться как по дорожке. В качестве связующего вещества необходим портландцемент марки 400 или 500
Особое внимание нужно уделять дате изготовления этого строительного материала. Дело в том, что цемент обладает свойством снижать собственные качества и характеристики с течением времени
Поэтому для работы следует выбирать материал с даты изготовления, которого, не прошло более месяца.
Смесь для отмостки вокруг дома из бетона замешивают на чистой воде. Температура жидкости должна соответствовать комнатной, то есть не быть слишком тёплой или холодной. Первой в смеситель заливается вода, затем добавляется щебень и только потом можно сыпать цемент. Это позволяет получить равномерное перемешивание связующего вещества, что способствует получению более качественного бетона. Когда цемент окончательно распределится по всей смеси, можно добавлять песок.
Состав смеси разными специалистами определяется из следующего расчёта:
- цемент 1 часть;
- песок 3 части;
- щебень 5 частей.
Вода добавляется до получения нужной консистенции, которая должна напоминать сметану. Только так можно получить качественную смесь, который удобен для разравнивания и укладки. Полученная марка бетона полностью зависит от используемого цемента. Так, чтобы получить бетон М250, нужно использовать цемент М400. А вот вяжущее вещество с маркой М500, позволяет получить бетон М350. Пропорции материала при этом не должны меняться.
Разновидности
Перед строительством нужно определиться насколько глубоко отмостка должна проникать в грунт. Специалисты ориентируются на глубину закладки фундамента:
- Поверхностная. Защищает слабее других, траншею копают на 20-30 см углубляясь в грунт.
- Углубленная. Подходит для гаражей с фундаментом и при наличии цокольного этажа. Стандартный вариант толщины – половина уровня промерзания грунта. Траншею в средней полосе России копают на 40-50 см.
Вокруг здания
Здесь конструкции отличаются степенью защиты и типом поверхности. Возможные варианты:
-
Жесткая, монолитная. Финишное покрытие состоит из бетона, асфальта, либо дополнительно покрывается облицовочными материалами (тротуарной плиткой или брусчаткой). Конструкция надежная, многослойная, глубина до 50 см. Она максимально сохраняет тепло, подойдет если в гараже предусмотрена ремонтная яма, цокольный этаж или подвал.
Внешне выглядит как дорожка, ширина должна быть на 20 см больше, чем уровень свеса кровли. При желании, можно создать с ее помощью наземное место для стоянки или площадку для отдыха, если увеличить площадь покрытия.
Плюсы: тепло, надежная зашита от влаги, долговечность. Минусы: трудоемкий процесс монтажа, большая затрата материалов.
- Мягкая, насыпная. Покрытие здесь выполняется из щебня, гравия или гранитной крошки. Возможен вариант с укладкой газона, но перед въездом в бокс лучше использовать твердый материал. Углубляется такая отмостка максимум на 30 см, состоит из меньшего количества слоев. Преимущества: легко сделать своими руками, бюджетная. Недостатки: машина может буксовать на ней, требуется уход, тонкий слой для северных регионов.
В любом случае, необходим уклон в сторону от стены гаража, чтобы вода скатывалась вниз и не образовывала лужи у подножья отмостки.
Перед въездом, воротами
В этом случае конструкцию укладывают перед воротами гаража, потому что по бокам от него находятся другие помещения, с которыми он соединен стенами.
Варианты исполнения:
- Монолитная жесткая конструкция. Строится по тому же принципу, что и вокруг гаража. Главное, сохранить уклон от порога въезда. Ширина отмостки здесь зависит от удобства для владельца. Оптимальным считается размер до 1-1,5 метра, можно продлить до длины автомобиля или сделать просторную площадку перед въездом с несколькими машиноместами для парковки. Для покрытия используют тротуарную плитку, брусчатку. Оставлять «голый» бетон не рекомендуется, поскольку под тяжестью транспортных средств он быстро покроется трещинами и разрушится.
- Мягкая конструкция. Углубляют такую отмостку на 20-30 см, верхний слой из гравия, щебня. Для более устойчивого покрытия можно использовать тонкий слой цемента и булыжник, он тяжелее и машине по нему будет проезжать проще.
Правила устройства отмостки гаража
Итак, что такое отмостка гаража своими руками и как ее сделать? Рассмотрим этот процесс пошагово:
- Первым делом необходимо произвести выемку грунта по всему периметру гаража, глубина выемки должна быть 15-20 см. Днище канавы поливают специальным раствором – гербецидом, который уничтожает корни растений. Делается это для того, чтобы предотвратить дальнейшее возможное прорастание корней сорняков, деревьев, кустов.
- Второй этап – выполнение непосредственно самой отмостки. В приготовленную траншею укладывают и утрамбовывают слой песка, толщиной приблизительно 10 см (можно больше).
- Следующий слой – щебень. Ширина слоя щебня тоже должна составлять примерно 10 см.
- Поперек отмостки ставятся на ребра деревянные рейки и обмазываются битумом. При этом отмостка перед гаражом, требует обязательного небольшого уклона, для того, чтобы обеспечить слив воды от гаража.
- Далее – укладка бетона. В этом процессе рейки служат своеобразными разделителями сплошного бетонного покрытия на участки. И они же предохраняют отмостку от трещин.
- Заключительный этап – железнение, то есть присыпание сухим цементом. Когда все этапы завершены, готовую отмостку покрывают влажной мешковиной и выдерживают от 2 до 7 дней, чтобы бетон лучше застыл и стал крепким. При этом мешковину нужно периодически смачивать.
Технология изготовления отмостки из бетона — пошаговая инструкция
Если вы решили произвести устройство отмостки своими руками, стоит сначала ознакомиться с технологией изготовления. Это позволит понять, сможете ли вы самостоятельно справиться с поставленной задачей.
В самом общем случае работы выполняются в следующей последовательности:
- Выполняется разметка под будущий защитный пояс. Для этого по всему периметру здания выставляются колышки и натягивается нерастяжимый шнур;
- Снимается растительный слой, а также частично вынимается грунт. Делается все строго по выполненной разметке. Какой глубины будет траншея, зависит от размеров подстилающего слоя, а также расчетного значения толщины отмостки. В среднем это 25 – 30 см;
- Производится обработка дна траншеи гербицидами. Это делается для предотвращения роста растений в выбранной зоне. Если этого не сделать, бетон со временем начнет рушиться из-за растущих сорняков;
- Производится выравнивание дна траншеи с формированием требуемого уклона. Грунт уплотняется;
- Укладывается подстилающий слой. Дно трамбуется. Обязательно контролируется уклон. Его величина должна составлять 5% или 5 см на каждый метр. При таком уклоне отвод воды будет максимальным. Толщина формируемой песчаной подушки не может быть менее 10 – 15 см. Для достижения наилучшего результата желательно использовать виброплатформу. При ручном выполнении работ эффективность заметно снижается. Песчаную смесь в процессе уплотнения следует периодически поливать водой;
- Устанавливается опалубка. Предусматриваются деформационные швы. При установке опалубки контролируется уклон;
- Производится послойная заливка бетонной смеси. Толщина каждого слоя 10 см. Желательно использовать смесь, в состав которой добавлено некоторое количество пластификатора. Такой раствор уплотняется лучше всего;
- Формируется водоотводящая канавка.
Что будет, если не делать отмостку на входе в гараж
При отсутствии отмостки перед входом гараж или разрушении ее конструкции происходят следующие процессы:
- Резкое увеличение насыщения грунта водой приводит к его интенсивному пучению в морозы. В некоторых случаях в отсутствие отмостки верхний слой почвы может подниматься настолько сильно, что препятствует нормальному распахиванию створок ворот;
- Скопившаяся в грунте влага выдавливается, словно прессом, в стены подвального помещения. Соответственно, шлакоблок или бетонные блоки, из которых выложены фундамент или стены подвала, находящиеся выше уровня промерзания, медленно разрушаются замерзающей водой;
- Наибольший ущерб просочившаяся вода наносит фундаменту гаража. Расширяющийся на морозе обводненный слой грунта приподнимает край мелкозаглубленного или плитного фундамента. Усилие давления грунта настолько мощное, что способно сломать стену или привести к многочисленным трещинам в передней части здания.
Проблема защиты края фундамента на входе в гараж усугубляется использованием стальной балки порожка. Отказаться от усиления порога нельзя, так как в противном случае край цементной стяжки пола или бетонной плиты будет выкрашиваться от давления колес и веса автомобиля. Стальной тавр или массивный швеллер служат идеальным проводником холода в грунт, примыкающий к фундаменту.
С другой стороны, эта балка всегда сваривается с вертикальными стойками и верхней перемычкой в одну жесткую стальную раму, на которую вывешиваются тяжелые стальные ворота. Вся массивная конструкция ворот частично компенсирует и перераспределяет нагрузки от вспучивания грунта.
Необходимые слои и их размеры
Отмостка у домов, стоящих на склоне бывает разных вида, в зависимости от характера грунта, климата и самого строения. Разновидности:
- Бетонная. Это жесткий вариант покрытия, один из самых популярных, не требует больших финансовых затрат, хорошо переносит морозы, используется в любом регионе, можно создать самостоятельно, без привлечения техники.
- Асфальтобетонная. Похожа по принципу создания с бетонной, но покрытие дорогостоящее и для монтажа потребуется спецтехника.
- Каменная. Красиво смотрится в ландшафте, стоит выше среднего, предпочтительна для регионов, где осадки выпадают не так часто. На склоне нужно потратить время для ее создания, установка покрытия сложнее, чем на горизонтальной местности.
- Насыпная из щебня, гравия, гранитной крошки. Это мягкий тип отмостки, монтаж ее проще, чем жесткой. Необходимо тщательно продумать водоотводную систему. Не рекомендуется использовать на склонах в северных регионах и в средней полосе России.
- Тротуарная плитка. Универсальный вариант, солидно выглядит, отлично подходит для строений на склоне.
- Скрытая отмостка. Придомовая территория после сооружения слоев покрывается газоном или устанавливаются многолетние растения, кустарники, композиции с камнями и щебнем, которые не выглядят как дорожка, а сливаются с участком и ландшафтом.
Слои для жесткой отмостки с утеплителем (бетонная, асфальтобетонная, из тротуарной плитки, каменная):
- на подготовленное основание стелят геотекстиль, так как отмостка на склоне нуждается в усиленной защите от водных потоков, как внешних, так и подземных, также велик риск движения грунта;
- слой щебня 10 см, ровный и утрамбованный;
- геотекстиль повторно;
- песчаная подушка, смоченная водой и тщательно утрамбованная 15-20 см;
- гидроизоляционный материал, с нахлестом на стену цоколя;
- слой утеплителя, толщина 10 см;
- гидроизоляция повторно (используют рубероид или мембрану);
- щебень, 10-15 см, разровнять;
- армированная сетка.
Далее выкладывают слой бетона, его толщина зависит от типа покрытия. Если это завершение конструкции – 10-12 см, если сверху будет плитка или камень – 5 см. Для укладки камня и плитки потребуется после цементно-песчаная смесь 5 см, асфальтобетон кладут слоем 15 см.
Слои для мягкой отмостки с утеплителем (из щебня, скрытое покрытие, тротуарная плитка без бетона):
- на подготовленное дно траншеи укладывается мокрый песок, слой 10 см;
- гидроизоляция с нахлестом на стену цоколя;
- слой утеплителя 10 см;
- гидроизоляция повторно;
- песчаная подушка 10 см;
- геотекстиль.
Далее в зависимости от типа покрытия. Для щебня следующий слой последний, 15-20 см материала (можно использовать гравий, гранитную крошку).
Для тротуарной плитки:
- щебень 10 см,
- цементно-бетонная смесь 5 см,
- финишное покрытие.
Для скрытой отмостки:
- щебень 10 см,
- геотекстиль,
- газон.
Армирование
Для изготовления арматурной сетки лучше всего использовать готовую металлическую сварную сетку. Тонкость проволоки в ней должна быть не менее 6 мм, а размеры ячеек не меньше 100 мм. Работать с такой сеткой очень удобно, уложив ее готовыми листами, внахлест друг на друга.
Если у вас есть металлические прутья диаметром более 8 мм, обрезки старых труб, арматура и тому подобные материалы, то можно армирование из них.
Весь этот металл укладывается на поверхность щебня и связывается между собой вязальной проволокой.
После того, как вы закончите армирование, следует установить маяки. Они точно укажут вам верхний уровень площадки или дорожки при заливке бетона и выполнении стяжки.
Вязка арматуры своими руками.
Создание отмостки твердого типа
Далее мы опишем пошаговый процесс создания защитного пояса, который может быть использован вами как инструкция для самостоятельной работы. Нам потребуется речной песок, щебёнка мелкой или средней фракции, цемент марки М-300 или выше.
Процесс создания выглядит следующим образом:
- Первым делом необходимо произвести выемку грунта по периметру гаража на глубину 40 см и с шириной от 60 до 100 см от стенки фундамента (см. Устройство фундамента под гараж: выбираем правильный вариант), после чего основание тщательно утрамбовывается. Рекомендуется обильно полить грунт раствором специального гербицида, который уничтожит корневую систему растений и предотвратит прорастание под отмосткой.
- Затем на дно канавы укладывают слой речного песка с толщиной 10-15 см и так же тщательно утрамбовывают.
- Следующим слоем укладывается щебёнка толщиной 10 см и утрамбовывается максимально плотно. После чего устанавливается опалубка и укладывается арматура в виде сетки, как показано на рисунке ниже.
Важно. Как видно на фото, поперёк отмостки устанавливают деревянные доски, которые будут разделять заливаемое бетоном пространство на секции
Эти доски перед укладкой пропитывают антисептиками и желательно покрыть битумной мастикой. Они служат амортизаторами для бетона во время расширения или усадки при воздействии перепадов температур и предотвращают растрескивание.
Последним шагом производится заливка бетона, но перед этим фундаментная часть строения очищается от мусора и грунтуется для лучшего сцепления с бетонной отмосткой.
После того, как отмостка своими руками гаража создана, её накрывают мешковиной на 3-5 дней. При этом мешковину нужно периодически смачивать для обеспечения равномерного застывания раствора.
После застывания можно дополнительно оштукатурить бетонное основание, только в штукатурный раствор добавить специальный полимерный пластификатор. Этот слой закроет установленные доски и полностью предотвратит растрескивание.
Пошаговая инструкция по обустройству
Отличие в обустройстве заглубленной дренажной системы под отмосткой и около нее только в том, насколько она приближена к фундаменту.
Порядок действий:
- Выкопать траншею глубиной на уровне прохождения грунтовых вод. Ширина определяется диаметром трубы плюс 10 см.
- На дно уложить подушку из песка, утрамбовать.
- Постелить геотекстиль так, чтобы края выходили за границы траншеи на 20 см.
- Засыпать слой щебня, уложить трубу. Сверху еще такой же щебеночный слой.
- Геотекстиль завернуть, сверху проложить песчаную прослойку.
- Засыпать живым грунтом, постелить газон.
На поворотах соединения труб гидроизолируются и под ними выкапывают небольшой дополнительный колодец для скопления воды, которая может просочиться.
Если требуется сделать канаву под поверхностную дренажную систему:
- выкопать канаву;
- засыпать ее тонким слоем камня, укрепить стенки;
- уложить гидроизоляцию;
- забетонировать/ проложить половину трубы/лоток;
- положить сверху решетку, которая позволит наблюдать за состоянием дренажа и вовремя чистить его.
Точное соблюдение последовательности действий оберегает от ошибок и, как следствие, проникновения влаги в грунт к фундаменту.
Как сделать дренаж вокруг отмостки дома, подскажет видео:
Необходимые слои и их размеры
Отмостка у домов, стоящих на склоне бывает разных вида, в зависимости от характера грунта, климата и самого строения. Разновидности:
- Бетонная. Это жесткий вариант покрытия, один из самых популярных, не требует больших финансовых затрат, хорошо переносит морозы, используется в любом регионе, можно создать самостоятельно, без привлечения техники.
- Асфальтобетонная. Похожа по принципу создания с бетонной, но покрытие дорогостоящее и для монтажа потребуется спецтехника.
- Каменная. Красиво смотрится в ландшафте, стоит выше среднего, предпочтительна для регионов, где осадки выпадают не так часто. На склоне нужно потратить время для ее создания, установка покрытия сложнее, чем на горизонтальной местности.
- Насыпная из щебня, гравия, гранитной крошки. Это мягкий тип отмостки, монтаж ее проще, чем жесткой. Необходимо тщательно продумать водоотводную систему. Не рекомендуется использовать на склонах в северных регионах и в средней полосе России.
- Тротуарная плитка. Универсальный вариант, солидно выглядит, отлично подходит для строений на склоне.
- Скрытая отмостка. Придомовая территория после сооружения слоев покрывается газоном или устанавливаются многолетние растения, кустарники, композиции с камнями и щебнем, которые не выглядят как дорожка, а сливаются с участком и ландшафтом.
Слои для жесткой отмостки с утеплителем (бетонная, асфальтобетонная, из тротуарной плитки, каменная):
- на подготовленное основание стелят геотекстиль, так как отмостка на склоне нуждается в усиленной защите от водных потоков, как внешних, так и подземных, также велик риск движения грунта;
- слой щебня 10 см, ровный и утрамбованный;
- геотекстиль повторно;
- песчаная подушка, смоченная водой и тщательно утрамбованная 15-20 см;
- гидроизоляционный материал, с нахлестом на стену цоколя;
- слой утеплителя, толщина 10 см;
- гидроизоляция повторно (используют рубероид или мембрану);
- щебень, 10-15 см, разровнять;
- армированная сетка.
Далее выкладывают слой бетона, его толщина зависит от типа покрытия. Если это завершение конструкции – 10-12 см, если сверху будет плитка или камень – 5 см. Для укладки камня и плитки потребуется после цементно-песчаная смесь 5 см, асфальтобетон кладут слоем 15 см.
Слои для мягкой отмостки с утеплителем (из щебня, скрытое покрытие, тротуарная плитка без бетона):
- на подготовленное дно траншеи укладывается мокрый песок, слой 10 см;
- гидроизоляция с нахлестом на стену цоколя;
- слой утеплителя 10 см;
- гидроизоляция повторно;
- песчаная подушка 10 см;
- геотекстиль.
Далее в зависимости от типа покрытия. Для щебня следующий слой последний, 15-20 см материала (можно использовать гравий, гранитную крошку).
Для тротуарной плитки:
- щебень 10 см,
- цементно-бетонная смесь 5 см,
- финишное покрытие.
Для скрытой отмостки:
- щебень 10 см,
- геотекстиль,
- газон.
Цели бетонирования
Чтобы разобраться, для чего требуется бетонный двор, достаточно понять преимущества, которые это дает:
- площадка перед домом избавляет от появления грязи в ненастную погоду;
- правильная планировка площадки помогает навсегда забыть о лужах (вода перед домом не будет застаиваться);
- на поверхности с твердым покрытием не остается следов от транспортных средств;
- бетонирование является альтернативой непрочному асфальту или дорогостоящей плитке;
- площадка защищает от сорняков;
- на бетонной поверхности проще зонировать пространство, размещать скамейки и цветники;
- такую территорию легче поддерживать в чистоте.
Шаг 12: заливка бетона в опалубку
Особенность бетона заключается в том, что сразу после приготовления он начинает схватываться. Обычно смесь начинает твердеть уже в течение пары часов. Схватившийся бетон уложить в опалубку уже не получится – его останется только выбросить. Поэтому заливку нужно осуществлять оперативно и небольшими партиями.
В одиночку такую работу выполнять крайне тяжело. Уже через два часа вы устанете перемешивать смесь и носить готовый бетон к месту укладки. Желательно работать вдвоем или втроем: кто-то один занимается приготовлением смеси, а остальные заливают ее в опалубку. При этом нужно регулярно меняться местами и делать перерывы, чтобы не уставать.
Если вы используете бетономешалку, можно изготовить для нее желоб нужной длины, по которому смесь будет сразу перетекать в опалубку. Однако при этом вам придется постоянно перемещать саму бетономешалку вдоль будущей отмостки и подносить к ней все компоненты для замеса.
После заливки в опалубку бетон следует равномерно распределить по всей площади между деформационными швами. Затем смесь необходимо уплотнить: делается это с помощью глубинного вибратора. Его погружают в раствор и несколько раз проводят вдоль опалубки. За счет вибраций, создаваемых в бетоне, лишние пустоты исчезают, а щебень и другие компоненты равномерно распределяются по всему объему.
Если нет возможности использовать глубинный вибратор, примените метод штыкования. Для этого возьмите простой металлический прут и начните погружать его в уложенную смесь, после чего доставать обратно. При этом нужно как бы вращать прут по спирали, чтобы создавать в растворе своеобразные «воронки», по которым воздух будет подниматься наверх. Делать это необходимо достаточно долго, обрабатывая каждый участок бетона (на каждые 10 см2 – одно погружение прута). Сразу скажем, что такой способ будет менее эффективен, поэтому внутри отмостки могут остаться неуплотненные места. В дальнейшем они станут причиной возникновения трещин.
После уплотнения бетон необходимо выровнять и придать ему нужный уклон. Для этого используется правило и/или мастерок. Поскольку деформационные швы у вас уложены с учетом скоса в сторону от фундамента, то и бетон достаточно разровнять так, чтобы его поверхность была вровень с поверхностью швов.
Значение въезда в гараж
Известно, что погодные условия у нас большую часть года неблагоприятные. В результате, из-за осадков и перепадов температуры, перед гаражом образуются лужи и наледь, грязь. На обледеневшем въезде автомобиль начинает скользить, растет нагрузка на подвеску. В грязи и воде может начаться пробуксовка. В конечном итоге наблюдается риск возникновения нештатных ситуаций. Вообще, въезд в гараж и выезд из него зачастую превращается в настоящую проблему.
Еще один негативный фактор – скопление влаги у порога. Возрастает вероятность того, что вода проникнет внутрь помещения, начнут отсыревать материалы. Лучшее решение – сделать въезд в гараж. Можно обустроить стяжку или пандус, отмостку.
Отмостка
Хорошее решение – отмостка. Именно оно позволит избавиться от основных проблем, но при этом сделать все быстро, с минимальными вложениями. Отмостка представляет собой полоску из асфальта или бетона. При этом выполняется она с уклоном по направлению от здания, чтобы отвести скапливающуюся воду от гаражного помещения.
Обязательно проследите, чтобы был выдержан соответствующий угол наклона, иначе отмостка теряет свой смысл. Специалисты пишут: желательно придерживаться угла в 15-20 градусов, что составляет 20-30 мм на 1 метр длины. Таким образом, в итоге должна получится площадка перед гаражом с наклоном. Ширину можно определить самостоятельно, но чаще всего автолюбители предпочитают делать площадку в 1 метр.
С точки зрения дизайна отлично смотрится выложенная плиткой отмостка.
Пандус
Хороший удобный заезд в гараж можно сделать, если построить пандус. Сооружение простое, не требует больших затрат. Помните, что проще заезжать по пологому пандусу, но он потребует большей площади.
Вы можете выбрать конкретный вид пандуса, в зависимости от наличия свободного пространства, расположения гаража и дома, ворот, въездного пути. Например, можно сделать прямой пандус или въезд с поворотом. Иногда пандусы выполняются не с подъемом, а со спуском. Это актуально, если гараж находится в подвальном, полуподвальном помещении.
Параметры пандуса такие. Оптимальная длина составляет 5 метров. Нормальная ширина – на 30 см больше, чем размер ворот в гараже.
Не забывайте, что здесь нужно подумать и о дренажной системе. Так, непосредственно перед порогом должен быть сборник для отвода влаги, который обязательно закрывается решеткой.
Выберите материал для вашего пандуса.
- Металл. Отличается надежностью и прочностью, но провоцирует сильное скольжение в холода.
- Дерево. Материал удобен в процессе обработки, но недолговечен. Учитывайте, что уже через пару лет вам его придется заменить.
- Бетон. Желательно выбрать именно такой вариант. Материал надежнее и долговечнее, привлекает хорошим соотношением цены и качества.
Мастера советуют делать пандус из бетона. Главное, правильно все выполнить. Тогда он прослужит много лет.
Обратите внимание на утвержденные нормы по наклону пандуса в соответствии со СНиП 21-02-99 п. 5.28: он должен быть не больше 10%
Например, если перепад высоты равен 10-ти см, внизу пандус должен иметь длину в один метр, то есть один к десяти.
Стяжка
Именно стяжку автолюбители используют чаще всего. Это слой асфальтобетона или цементно-песчаной смеси. В результате, после укладки стяжки, должна получиться прочная ровная площадка перед гаражным помещением. Бетонирование площадок перед гаражами широко распространено, пользуется большим доверием у автомобилистов.
Следует делать такой въезд обязательно, особенно, если грунт сам по себе не обладает достаточной жесткостью.
Обратите внимание: даже при совпадении уровней подъезда и пола в гараже, вы всегда сумеете поднять порог и оградить гараж от влаги. Хорошо сделать пандус с наклоном в 25 градусов, а порог поднять на 20 см
Основные виды отмостки
В зависимости от месторасположения гаража и интенсивности эксплуатации окружающей территории, необходимо выбрать нужный вид отмостки.
- Твердая отмостка у гаража изготавливается из бетона, который заливается по периметру гаража. Это самый быстрый и относительно не дорогой вид, который используется в том случае, если вокруг гаража практически никто не ходит и это пространство никак не используется. У такого варианта есть один существенный недостаток. Она постоянно находится вод воздействием влаги, солнца и перепадов температуры, что приводит к растрескиванию бетона и каждые несколько лет её приходится ремонтировать.
- Мягкая отмостка для гаража потребует больших временных и финансовых затрат. В этом случае поверх бетонного слоя укладывают цементно-песчаную смесь и декорируют её тротуарной плиткой, камнями или кирпичами. Этот вид подходит в тех случаях, когда пространство у гаража используется для прохода людей, а также его необходимо гармонично вписать в общий дизайн ландшафта.
После того, как был выбран вид отмостки, можно приступать к процессу создания защитного пояса.