Используемые материалы
- старый кафель;
- остатки после ремонта;
- черепки;
- покупная некондиция;
- новая плитка.
При создании мозаики сгодится любая керамика: разбитая посуда, старый кафель
Самый дешевый вариант – это использование ненужных остатков после ремонта, брака, полученного в процессе нарезки или укладки кафеля. Мозаика из битой плитки позволяет превратить строительный мусор в неординарный материал для интерьерного творчества.
Если вы затеяли в домашних условиях производство мозаики, максимально похожей на покупную, лучше приобретите новую плитку
Ради экономии обращайте внимание на бракованные образцы в партии кафеля или остатки. Такой материал продается со скидкой
Самодельная мозаика
Создать уникальный эскиз изображения для облицовки поверхности – часть работы. Готовый декор стоит немалых денег, а потому придуманы альтернативные варианты её приготовления своими силами. Выделим несколько способов:
- из кафельной плитки;
- из посуды;
- из цветной стеклотары;
- из гипса.
Разновидности отделки из подручных материалов
В работе применяют старый демонтированный материал, неиспользованный кафель с прошлого ремонта, а также покупают дешевую отделку. К такому относятся остатки плитки или некондиция. Достаточно очистить обратную поверхность кафеля от старого клея и разбить его на мелкие детали. По такому же принципу, изготавливается декор из старой или поврежденной посуды и стеклянных бутылок.
Если разработанный вами эскиз будущей композиции не удастся воплотить с помощью хаотичного набора обломков, тогда возьмитесь за изготовление гипсовой мозаики. Для этого понадобится силиконовая или полиуретановая форма с ячейками соответствующих размеров. Рабочая масса готовится с применением пластификаторов. Также добавляют немного белого портландцемента для большей прочности. С целью придания цвета в жидкий раствор вводят пигмент или же окрашивают им внутреннюю поверхность формы. Красят и уже готовую мозаику.
Согласие со средой
Я упоминал, что у каждой среды есть свои ограничения. И все художники стремятся устранить их, чтобы ничего не стояло между ними и их видением. Парадоксально, но хорошие художники ещё и соглашаются с ограничениями. Ограничения подстёгивают изобретательность и инновации, а также помогают направлению развиваться.
Художники по пиксельной графике сами наложили на себя ограничения 25-летней давности. Пусть это и вызывает недопонимание у обычной публики, на свет появились самые оригинальные и продвинутые образцы пиксель-арта. Этот принцип, как и многие другие, применим ко всем направлениям изобразительного искусства.
В любые времена были художники, соглашавшиеся с ограничениями. Например, когда с помощью приёмов пиксель-арта выжимают всё возможное из дисплеев с низким разрешением…
Final Fantasy Tactics Advance для GBA
…вместо создания качественных трёхмерных моделей и последующего их запихивания в маленькие спрайты.
Diablo для PC. Или, как я люблю её называть, Сверхчёткий Муравейник: Серое Издание!
Согласие со средой может означать работу с низкополигональными моделями при помощи простых, символичных текстур…
Grim Fandango для PC
…вместо растягивания сжатой фотографии по полигону.
Goldeneye для N64
Разрешение современных дисплеев столь велико, что пиксели практически незаметны. Для демонстрации я покажу, сколько экранов NES (256×240) поместится на iPhone 6. Всего получилось около 50!
Вот вам и «скачок» технологий!
Когда был виден каждый пиксель, у художников была причина размещать их вручную. Сегодня, люди думают, будто что-то работает неправильно, когда видят на iPhone 6 игры вроде нашей.
Скриншот из нашего бедного пикселизированного чада, Auro!
Беатрис Поттер. Ухти-Тухти
Жила-была девочка, которую звали Люси. Она жила на хуторе Литтлтаун, что по-английски означает «Маленький городок». Люси была хорошая девочка, только она почему-то всегда теряла свои носовые платочки.
Однажды Люси выбежала во двор и закричала (ох как она громко кричала!):
— Я потеряла платочки! И фартучек тоже пропал! Скажи, ты их не видел, Полосатик?
Но полосатый кот мыл свои белые лапки и ничего не ответил.
Тогда Люси спросила курочку:
— Скажи, милая Пеструшка, не видала ли ты мои платочки и фартук?
Но курочка прокудахтала:
— Я бегаю босиком! Босиком! Ко-ко-ко! — и убежала в сарай.
Тут Люси увидела на дереве реполова и спросила его:
— Птичка, а птичка! Ты не знаешь, куда делись мои платочки и фартук?
Но реполов покосился на неё своим блестящим чёрным глазом, ничего не сказал и улетел.
Тогда Люси вышла за калитку и посмотрела на гору, которая начиналась прямо за хутором. Гора была такая высокая, что облака закрывали её верхушку. И вдруг Люси показалось, что на склоне, в траве, что-то белеет. «Не мои ли это платочки?» — подумала она и побежала в гору так быстро, как только могли бежать её коротенькие ножки.
Она карабкалась по крутой тропинке всё выше и выше. Скоро Литтлтаун остался далеко внизу, и его домики казались совсем крошечными.
Люси всё шла, шла и вдруг увидела ручей, который, бурля и пенясь, бежал с горы.
Кто-то поставил на камень ведёрко, чтобы набрать воды. Оно было не больше яичной скорлупы, и вода переливалась через край. А на мокром песке виднелись следы чьих-то малюсеньких ножек.
Люси побежала по тропинке дальше и прибежала к высокой скале. Вокруг росла низенькая зелёная травка, а между ветками папоротника были натянуты тоненькие верёвочки, сплетённые из былинок. На траве лежала целая куча бельевых прищепок. Но носовых платочков нигде не было видно!
Зато Люси заметила что-то очень интересное. Прямо перед ней, в скале, была дверь. А за дверью кто-то пел:
Ухти-Тухти,
Ухти-Тухти,
Я лесная прачка.
Ухти-Тухти,
Я стираю
Зайцам, и собачкам,
И мышатам, и котам,
И лисятам, и кротам.
Люси постучала в дверь и вошла. Угадайте, что же она увидела? Она увидела прелестную чистенькую кухоньку. Всё как в настоящей деревенской кухне! Только потолок такой низкий, что Люси почти коснулась его головой. А посуда на полке совсем крошечная.
В кухне приятно пахло свеже-выглаженным бельём. Возле гладильной доски, держа утюг, стояла кругленькая коротышка и испуганно смотрела на Люси. Её ситцевое платье было подоткнуто, а из-под фартука виднелась полосатая нижняя юбка. Маленький чёрный нос пыхтел: «Тух-тух-тух», чёрные глазки сверкали, как бусинки. На голове был чепчик, из-под которого почему-то торчали иголочки.
Скажите, пожалуйста, вы не видели моих носовых платочков? — спросила Люси.
Ну конечно, видела, — ответила коротышка. — Только давай сперва познакомимся, дружок! Меня зовут Ухти-Тухти. Я умею стирать и крахмалить бельё.
Тут она вынула что-то из бельевой корзины и расстелила на гладильной доске.
— Что это? — спросила Люси.
— Это жилетка птички малиновки, дружок. Ухти-Тухти выгладила жилетку, сложила её, убрала в сторону и вынула из корзины ещё что-то.
— Не мой ли это фартук? — спросила Люси.
— Нет, нет! Это полотняная скатёрка птички синички. Погляди, она вся в пятнах от смородиновой настойки. Просто невозможно отстирать!..
Ухти-Тухти опять запыхтела: «Тух-тух-тух», сверкнула чёрными глазками, поплевала на пальчик, потрогала утюг и стала гладить скатёрку.
Известные художники России
Кузьма Петров-Водкин
Известный художник заинтересовался живописью после знакомства с иконописцами, но занялся искусством только после того, как провалил экзамен в железнодорожный техникум. После картины «Купание красного коня» талант Петрова-Водкина признал даже Репин, который ранее написал о новом художнике разгромную статью.
Одни из отличительных черт картин художника — взгляд на предметы с необычных ракурсов. Показывайте ваши объекты сразу с нескольких, разных ракурсов, если это поможет лучше понять, как они выглядят в жизни.
Иван Шишкин
Родители не поддерживали увлечение сына, поэтому мальчиком он рисовал ночью, при свечах. Иван твердо решил следовать за своей мечтой и в итоге уговорил отца отпустить его в Москву, чтобы научиться живописи. Современники называли известного художника царем леса, а его картина «Утро в сосновом лесу» известна каждому, даже самому далекому от искусства человеку, который хоть раз в жизни ел конфеты «Мишка косолапый». Кстати, медведицу с тремя медвежатами на полотне изобразил художник Константин Савицкий, на картине даже стояла его подпись, но Павел Третьяков стер ее после покупки.
Обращайтесь к классическим и понятным образам, если сомневаетесь в уместности креативного дизайна.
Марк Шагал
Кроме множества великих картин, которые сочетают в себе кубизм, фовизм и другие абстрактные стили, известный художник участвовал в оформлении парижской Оперы Гарнье — расписал плафон для зрительного зала и создал два панно для Метрополитен-оперы. В честь 90-летия Марка Шагала в Лувре состоялась его выставка. Ради великого художника сделали исключение, прежде работы при жизни авторов в музее не выставляли.
Примените технику мозаики — разделите объекты на сегменты и закрасьте их разные части объектов близкими оттенками, чтобы добавить дизайну глубины и движения.
Николай Рерих
Николай Рерих был не только художником, но также исследователем, археологом и любознательным человеком. Еще в детстве он записывал былины и предания, которые позже иллюстрировал в своих картинах. Рерих подготовил первый международный договор о защите культурных ценностей, и дважды получил за него номинацию на Нобелевскую премию мира. За 12 лет жизни в Индии Рерих написал больше 1000 картин, в том числе серии «Шамбала», «Святые горы», «Тибет», «Чингис хан», «Ашрамы» и другие, после чего критики стали называть известного художника мастером гор.
Создайте свой фирменный, узнаваемый элемент.
Что такое алмазная мозаика
Существует несколько видов алмазной мозаики. Это маленькие стразы 2 мм круглой или квадратной формы. Стразы имеют поперечные или диагональные грани, за счет этого работа как-бы «играет», особенно когда на нее падает свет, создается определенный эффект. Так вот выглядят эти стразы на фото при увеличении.
Используется несколько способов ее выполнения, в том числе полная выкладка, при этом способе стразами закрывается вся площадь основы. Основа – это схема, которая нанесена на плотную ткань и покрыта специальным клейким составом для приклеивания страз.
Схема состоит из большого количества квадратиков, каждый из которых соответствует по своему размеру стразам, которые будут помещены в тот или иной квадратик. Расстояния между стразами при таком способе выкладки практически нет.
Выполненную работу необходимо крепить на жесткую основу, например картон, т.к. для перегиба она не предназначена. Я обычно это делаю после того, как полностью закончу картину. Частичная выкладка: при этом способе выкладывается часть изображения, а другая его часть в виде рисунка уже нанесена на основу.
Возможно, многие видели такие работы: изображения святых часто выполняются в такой технике. Мозаикой выкладывается только одежда. Еще один вид – это выкладка по контуру изображения. Название говорит за само за себя, здесь чаще всего применяются прозрачные стразы, имитирующие алмазы.
Какую поверхность брать в качестве основы?
Отделать мозаикой можно практически любые поверхности. Лучше всего если материал основы и клеевой состав для мозаики будут соответствовать друг другу по свойствам температурного расширения (например, керамика, плиточный клей и бетонная основа). Но нередко мозаикой на цементном связующем оформляют столешницы или другие деревянные поверхности.
Проще всего клеить мозаику на плоскую и ровную поверхность. Но и на криволинейных изделиях такой декор выглядит красиво. Сделать его можно на любом предмете сложной формы, только придется выбирать более мелкие фрагменты.
Начинающим нужно осваивать простые техники составления набора: прямым и насыпным способами на ровной поверхности. По мере приобретения навыков можно выполнять обратный набор и отделку криволинейных поверхностей.
Известные художники мира
Винсент Ван Гог
Ван Гог прожил непростую жизнь, написал больше 2000 картин за 10 лет, но при жизни продал лишь одну! Известным художником он стал лишь после своего самоубийства. Ван Гог не боялся экспериментов с цветом, например, в «Автопортрете с перевязанным ухом и трубкой» поделил фон на два близких по хроматическому кругу цвета.
Используйте два оттенка одного цвета, чтобы оживить однотонный дизайн.
Марианна Норт
У Марианны не было профессионального художественного образования. После смерти отца она получила наследство, и больше 20 лет посвятила путешествиям и рисованию растений. Художница изображала растения не на белом фоне, как тогда было принято, а в естественной среде. Она настолько детально прорисовывала все растения, что по ее картинам можно было изучать биологию. Дело в том, что в детстве она часто гуляла по Королевскому ботаническому саду Кью в Лондоне, где и появилось ее увлечение растениями. Свои работы Марианна завещала ботаническому саду, где для них даже построили отдельную галерею на ее же деньги.
Погружайтесь в тему со всей своей любознательностью и вниманием. Так вы сможете добраться до сути и передать самые тонкие нюансы и детали в дизайне
Рене Магритт
Фантазия или сон
Бельгийский художник-сюрреалист причислял свои работы к направлению магического реализма и не любил, когда его называли сюрреалистом. Логические парадоксы и сочетание несочетаемого — его визитная карточка. А еще Магритт был первым, кто стал использовать в картинах слова.
Иллюстрируйте идею необычными визуальными образами, добавьте загадку, чтобы привлечь внимание и заинтересовать
Сальвадор Дали
Известный художник был любил и уметь удивлять своими произведениями, своими образами, своим поведением. Сочетал несочетаемое, изучал техники великих художников, но при этом создал свой, совершенно неповторимый стиль. Кстати, дизайн фантика конфеты Chupa Chups — тоже творчество Сальвадора Дали!
Изменяйте привычные образы вещей — их форму и масштаб. Сочетайте в одном объекте свойства нескольких.
Бэнкси
Самый загадочный современный художник. Уже 20 лет он рисует граффити на улицах, но его настоящее имя до сих пор неизвестно. По одной из версий — это Роберт Дель Ная, музыкант из группы Massive Attack, по другой — Джейми Хьюлетт, основатель группы Gorillaz. На eBay, был даже выставлен лот — клочок бумаги с настоящим именем известного художника, но после того как цена достигла 999 999 долларов США, лот был удален.
Знаменитым на весь мир Бэнкси стал не только благодаря тому, что он таинственный художник, большинство его граффити затрагивают социальные темы, они остроумны и понятны людям из разных стран.
Для создания своих работ Бэнкси использует трафареты и баллончики с краской. А вы можете использовать уже готовые шаблоны Canva для личных и коммерческих проектов.
Средние века
Кай Вермер, один из основателей eBoy: “Мы решили работать с пикселем, потому что хотели управлять самой маленькой частью экрана. Оказалось, что справляться с ограничениями и модульной природой пикселей, — это очень весело”.
В 80-е крупные пиксели на экране считались чем-то естественным: экраны физически не могли выдавать разрешение выше 320×200. Иллюстраторам и в голову не приходило, что они работают в какой-то особенной технике: четыре ядовитых цвета и низкое разрешение — это все, что у них тогда было.
90-е даровали нам мощные компьютеры, графические редакторы и более совершенные мониторы, освободив цифровых художников от многих оков. Несмотря на это, пиксельная графика — хоть и стала менее популярной — не умерла совсем: существовали художники и даже целые студии (наподобие eBoy), которые создавали свои пиксельные полотна. Однако то, что раньше было продуктом примитивных технологий, стало сознательным выбором. Пиксельная графика превратилась в пиксель-арт.
Марк Феррари, коммерческий иллюстратор с 1987 года: «Пиксель-арт будет популярен до тех пор, пока миром заправляет поколение, которое играло в эти игры. И сейчас оно уже уходит. Возможно, это все еще продержится пять или десять лет».
Многие считают, что популярность пиксель-арта лишь ностальгия по ушедшим временам, нахлынувшая вместе с приходом ретровейва. В нулевых неоновая эстетика 80-х снова в моде: в кино выходит Drive, а на YouTube — стильный Kung Fury, в наушниках все чаще звучит синтвейв, появляются пиксельные аркады наподобие Hotline Miami. В этой ситуации вполне справедливо можно предположить, что пиксель-арт лишь часть моды на ретро и что его популярность угаснет вместе с уходом из индустрии игроделов и иллюстраторов, которые тоскуют по своей первой Dendy.
Однако, на мой взгляд, это не так. В начале статьи я упомянул пуантилизм — художественную технику, когда картина пишется не мазками, а мелкими точками. Посмотрите на работы Жоржа Сера или Поля Синьяка — ничего не напоминает?! Одна точка — один цвет, никакого смешения красок — только так создается изображение. При этом пуантилизм не связан с какими-либо ограничениями или особенностями масляной живописи — это просто оригинальная техника, которая делает работу узнаваемой. Так вот, пиксель-арт точно так же стал своеобразным цифровым пуантилизмом — еще одной ветвью огромного дерева компьютерной графики с общими корнями. И именно работы eBoy превратили пиксельную графику из пережитка прошлого в отдельное, самостоятельное направление — художественный стиль, если хотите.
Фотореализм
Начиная с 60-х годов движение фотореалистов стремилось создать предельно реалистичные изображения, которые были почти неотличимы от реальных фотографий. Копируя мельчайшие детали, фиксируемые камерой, художники-фотореалисты стремились создать «картину картины жизни».
Ещё одно движение, известное как супер-реализм (или гипер-реализм), охватывает не только живопись, но и скульптуру. Также это движение находится под сильным влиянием современной поп-арт культуры. Но в то время как в поп-арте повседневные образы стараются из контекста убрать, фотореализм напротив, концентрируется на образах обычной, повседневной жизни, воссоздаваемых с максимально возможной точностью.
К наиболее знаменитым художникам-фотореалистам относятся Ричард Эстес, Одри Флэк, Чак Клоуз и скульптор Дуэй Хэнсон. Движение очень неоднозначно воспринимается критиками, которые считают, что в нём механическое мастерство явно превалирует над стелем и идеями.
Панно на стену своими руками из нитей и гвоздей
Уникальным украшением интерьера может стать стильное панно своими руками, изготовленное с помощью обычных гвоздей и разноцветных ниток. Это искусство носит название стринг арт (string art). Подложка для такой поделки может быть из дерева или пенопласта. Во втором случае, гвозди можно заменить булавками. Вырезанный из бумаги эскиз прикладывается к основе (ее можно предварительно окрасить в необходимый цвет акриловыми красками) и фиксируется по всему периметру гвоздями (булавками). Затем бумага аккуратно отрывается, а гвозди обматываются нитями в любом порядке, но так, чтобы толщина была везде равномерной. Образцы таких панно своими руками есть на фото в нашей статье. Если сложно поначалу самому придумать эскиз, можно воспользоваться схемами-рисунками, имеющимися в интернете.
В заключение хотелось бы сказать, что мы пересмотрели лишь малую долю всего разнообразия возможностей изготовить панно из подручных материалов своими руками. Но даже на их примере понятно, что такие украшения с правильно подобранным дизайном могут значительным образом украсить интерьер любого помещения.
Обновление столешницы
После сортировки осколков деревянный стол очищают от покраски, используя ацетон. Дважды проходятся наждачной бумагой, сначала с грубым, а потом мелким абразивом. Это требуется для улучшения сцепки.
Дальнейший алгоритм действий такой:
- Начинают с краешков, двигаясь к центру.
- Уплотняют материал по максимуму.
- Клеящее средство при избытке удаляется сразу.
Для очистки полотен нельзя оперировать абразивными чистящими составами, кислотными и фосфорными веществами, растворителями, в помещении достаточно мягкой щёточки и мыльной водички. Уличные фигурки просто омывают водой из шланга.
Можно ли сегодня подготовить всю графику для игры, используя только нейросети? Или есть задачи, с которыми обращаться к ним бесполезно?
Артем Адамян, Head of Art в Belka Games
На мой взгляд, один из наиболее сложных вызовов перед нейросетью — научиться создавать контент в единой стилистике для всего проекта и удерживать его на одном уровне. Однако, если проект не очень сложный с точки зрения меты/кора, если от него не требуется стилистическая уникальность, то, думаю, что нейросетям задача вполне по плечу.
Из точечных проблем также выделил бы пока достаточно существенные недочеты при создании сложных композиционных объектов и персонажей в области построения и анатомии. И, если вы ставите проекту высокую планку качества, то без постобработки пока обойтись не получится.
Велена Мартынова, старший художник по персонажам Fridays Games
Пока нейросети абсолютно бессильны в интерфейсах. И в графической части, и в части юзабилити.
Также пока 3D-графика остается белым пятном. В том числе нет возможности получить 3D-модель по 2D-картинке.
Если говорить о том, какие задачи очень хочется увидеть от нейросетей (кроме интерфейсов, конечно же, они на первом месте), то это возможность по загруженному мною персонажу и болванке позы получать рендер этого конкретного (!) персонажа в нужной (!) позе.
Михаил Захаров, генеральный продюсер Hoopsly
Можно. Но с некоторыми ограничениями. Если мы делаем казуальный тайтл, то без ручной работы не обойтись. Кто-то должен сводить стиль воедино, делать VFX, анимировать персонажей, подгонять UI и так далее.
А вот если речь про визуальные новеллы, где нужны статичные бэки, простой UI и портреты персонажей — почему нет. Мы с коллегами пробовали этот вариант в одной игре, получилось очень хорошо.
Качество проектов улучшается, просто в силу того, что Midjourney и аналогичные нейросети способны сделать картинку качественнее, чем многие художники на рынке. И значительно быстрее.
Артем Нетягин, Technical Supervisor в ReDefine
Если постараться, то можно. Визуальные новеллы ликуют! Но сложности в этом тоже имеются.
Во-первых, нужно научиться пользоваться нейросетью и грамотно писать промпты. Во-вторых, результат зачастую может получаться неплохим, но не совсем таким, как хотелось бы. В-третьих, пока еще бывают косяки с объектами, вроде шести пальцев, криповых глаз или искажений форм. Такое надо выправлять ручками. Есть и другие минусы, но, если разработчик готов с ними мириться, то почему бы и нет.
Из глубины веков
Стремление украсить своё жилище характерно для человека. Среди множества способов, таких как роспись или скульптура, которые требуют профессиональных способностей художника, есть варианты, которые вполне доступны дилетанту. Одно из них – мозаика.
Мозаикой из битой плитки можно украшать не только стены, но и различные предметы дизайна
Искусство мозаики известно как способ декорирования с очень давних времён. Первые известные примеры использования для составления изображений или орнаментов из небольших кусочков плитки, стеклянной смальты или камней, закреплённых на основе при помощи клея, датированы археологами второй половиной IV тысячелетия до нашей эры. Наибольшее распространение техника мозаики получила в Греции и Риме, а также на Востоке.
Второй волной интереса к мозаике, как способу украшения предметов и интерьеров, стал модерн. Мозаика, со своей живописностью и красочностью, идеально вписалась в декоративную концепцию стиля.
Материал
Что касается подготовки материала, то ракушки для наборной мозаики следует отсортировать по размеру и по цвету. Где-то что-то подкрасить, если требуется.
Песок нужно несколько раз прокипятить (по стакану-два за раз, не больше), пока вода под ним не станет почти прозрачной. Затем его надо будет прокалить в духовке и несколько раз просеять сквозь сита с различной ячеей, чтобы разделить на фракции.
Раковины же очищают по-разному. Крупные и темные — периостракумом с соляной кислотой, с использованием мягкой кисти им скребка для перламутра. Как только процесс чистки закончен, обработанные раковины помещают в раствор пищевой соды (2 ч л на 1 л). А потом вымачивают их несколько часов, периодически меняя воду.
Мелкие ракушки чистят, замачивая в растворе уксуса (кислота, разбавленная водой вдвое), а потом, если тонирования никакого не требуется, нейтрализуют кислоту щелочью и промывают материал проточной водой в большом количестве.
Тонирование осуществляется с использованием анилиновых красителей.
Гораздо проще готовится материал для насыпных ракушечных мозаик. Здесь ничего не придется сортировать, достаточно будет разложить ракушки по оттенкам (да и то примерно). И растолочь более-менее мелко. А далее просто сыпать крошку слоем по свежему клею, равномерно распределяя и поправляя получающийся рисунок пальцами. Окончательный вариант отдельных фрагментов панно придавливается специальными дощечками.
Что касается клеящего состава, лучше использовать под крошку силиконовый, быстросохнущий.
Известные произведения кинетического искусства
«Посвящение Нью-Йорку», Жан Тэнгли
Швейцарский скульптор Жан Тэнгли в 1960 году представил «саморазрушающуюся» композицию «Homage to New York». Конструкция из железа и металла постепенно превращалась в груду мусора на глазах у посетителей. Они могли не просто наблюдать, но и чувствовать запах и слышать процесс разрушения.
https://youtube.com/watch?v=0MqsWqBX4wQ
«Фонтан Стравинского», Жан Тэнгли и Ники де Сен-Фалль
Этот фонтан состоит из 16 движущихся мобилей. Фигуры разыгрывают спектакль под произведения Стравинского, выпуская струйки воды. Объект расположен в Париже недалеко от Центра Помпиду.
«Проницаемые», Хесус Рафаэль Сото
Хесус Рафаэль Сото стал одним из самых выдающихся художников-кинетистов ХХ века. Окруженный динамичной парижской средой, он искал способы перенести свою работу из двух измерений в три, стремился вовлечь зрителя в произведения искусства и сделать его участником. Эти идеи были заложены в «Penetrables» — цветной куб, состоящий из длинных цветных нитей, стал площадкой для взаимодействия со зрителем. От прикосновений нити шумели, переливались и отбрасывали тени.