Правила установки и размеры
Данными приспособлениями для инвалидов и прочих маломобильных граждан оборудуются участки, где людям, перемещающимся на коляске, требуется спуск либо подъем на различную высоту. Сюда относятся переходы в подземный тоннель, спуски с тротуара, входы в общественные здания и прочие объекты.
Для комфортного пользования пандусы для инвалидов-колясочников должны удовлетворять большое количество требований. К примеру, иметь определенный уклон и ширину конструкции, а также быть оснащены перилами, выполненными согласно установленным нормативам. Эти и остальные важные аспекты регламентируются общепринятыми строительными нормами и правилами – СНиП.
Минимальная разница высот, при которой необходим монтаж пандуса, — 4 см. При этом ГОСТом установлены и размеры, запрещающие его обустройство. В случае если расчетная длина пологой дорожки больше 36 м, то от сооружения пандуса придется отказаться. В такой ситуации для маломобильных людей нужно возводить не пологую площадку, а подъемник.
Это правило относится также к ситуации, если перепад высот, который планируется преодолевать при помощи пандуса, выше 3 м. При расчете ширины пологой дорожки необходимо учитывать количество людей, которые по ней одновременно смогут перемещаться.
Если планируется передвижение инвалидов-колясочников в обе стороны, то ширина лестничного марша (дистанции между двумя горизонтальными площадками) проектируется не менее 1,8 м. Если же планируется только одностороннее движение, то хватит 1,5 м.
Пологая дорожка с возможностью двухстороннего перемещения
Высота одного марша пандуса для людей с ОВЗ не должна превышать 0, 8 м. Длина его тоже имеет рекомендуемое ограничение – максимально 9 м. В отдельных ситуациях, когда не представляется возможным оборудовать прямую пологую дорожку, руководствуясь правилами, прописанными в ГОСТе, сооружают ее винтовой аналог. Данный пандус требуется конструировать так, чтобы его ширина при полном повороте составляла не менее 2 м.
Вдоль края наклонной дорожки необходимо сделать бортик высотой не меньше 5 см или оснастить ее тонкой металлической трубкой, располагающейся на высоте 10-15 см. Расстояние от потолка до пандуса, то есть так называемая минимальная высота проема, равно 2 м, а максимальная длина сооружения, которое не оборудовано специальной площадкой, не более 10 м.
Существуют такие понятия, как «чистая» и «общая» ширина. Первое означает дистанцию между двумя бортами пандуса. Второе – указывает отрезок между наиболее выступающими участками сооружения. Поэтому при создании проекта спуска всегда необходимо учитывать «общую» ширину.
Ошибки в установке пандуса
Несмотря на наличие нормативно-правовой базы и стандартов, регламентирующих создание комфортных условий для маломобильных категорий граждан, лестницы и пандусы достаточно часто продолжают оставаться непреодолимыми препятствиями для людей с ограниченными возможностями по причине того, что последние либо установлены не правильно, либо вообще отсутствуют.
Существует ряд ошибок, совершаемых при установке пандусов, которые делают их совершенно бесполезными конструкциями.
Крыльцо с пандусом, имеющим слишком крутой угол наклона.
Неправильная ширина рельсов, из-за чего колеса не могут встать на платформу пандуса.
Отсутствие поручней.
Наличие препятствий по линии движения.
Недостаточные для маневров размеры промежуточных площадок.
Наличие ступеней на съезде.
Кроме того, порой встречаются самые немыслимые и абсурдные конструкции, смысл которых даже не укладывается голове. Остается лишь надеяться, что со временем их будет оставаться все меньше, а власти, муниципалитет и бизнесмены будут заботиться о людях с ограниченными возможностями, создавая максимально комфортные условия для их перемещения, ведь каждый из нас в любой момент может оказаться нуждающимся в подобной поддержке.
Основные параметры
При проектировании пандуса необходимо обеспечить параметры, нормируемые нормативными документами. Это максимальная высота подъема и уклон.
Уклон для пандуса и высота нормативные требования — максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 1:20 (5%).
При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 1:10 (10%).
При необходимости его устройства на перепадах больших высот выполняют конструкции с несколькими маршами и поворотными площадками размером не менее 140 на 140см исходя из радиуса разворота коляски. Максимальная протяженность одного подъема без площадки — 900см. При одностороннем движении поверхность ската требуется шириной не менее 90см
По краям скатов и площадок важно предусмотреть отбойники для колес в виде ограничивающего бортика высотой – 8-15см. Для исключения соскальзывания колес при подъеме
Наиболее удобна ширина 100см. Максимальная высота, на которую можно обеспечить подъем при помощи пандуса – 3,6м. При большей высоте обязательно применение специализированных подъемников.
Нормы не ограничивают в выборе материалов устройства. Наиболее удобными и долговечными являются стационарные пандусы из железобетона. Их выполняют на длительный срок на объектах с интенсивными условиями эксплуатации.
Конструкции стационарных спусков
Капитально установленным пандусом для инвалидных колясок называют строительную конструкцию из бетона, каменных материалов или металла, имеющую ровную поверхность с нормативным углом наклона. В верхней и нижней точке такого сооружения расположены горизонтальные площадки для возможной остановки после спуска или подъема. Они значительно облегчают процесс пользования наклонным подъездом.
Требования норм и правил определяют монтаж пандусов во всех случаях несовпадения горизонталей примыкающих поверхностей более 50 мм. При перепаде высот более 200 мм конструкция должна состоять из трех основных элементов:
- верхней горизонтальной платформы;
- наклонного спуска для перемещения;
- нижней площадки или ровной прилегающей поверхности с твердым покрытием.
Размеры остановочных платформ и ширина пандуса должны соответствовать габаритам выпускаемых колясок. В случае длины наклонного спуска более 9 метров, предусматривается промежуточная поворотная площадка, от которой начинается второй маршевый подъем.
При разнице меньше 200 мм, горизонтальные платформы не устанавливаются, а конструкция проезда представляет собой упрощенный перекатный мостик. В отдельных случаях при крайне стесненном пространстве допускается возведение винтовых сооружений или установка механических подъемников.
Дорожка и площадки с внешней стороны должны ограждаться устойчивыми перилами с нормируемой высотой. Для обеспечения устойчивости стационарный пандус, как и любая капитальная строительная конструкция, должен иметь опорный фундамент, способный нести данную весовую нагрузку.
Предназначение разных конструкций пандусов для колясок
Если разговор идет об уличных пандусах, то оптимальный вариант – это стационарные сооружения. Их чаще всего строят из бетонного раствора с заливкой его в опалубку. Это прочное и надежное устройство, которое прослужит много лет. К тому же оно простое по производству работ своими руками.
Есть более простые варианты. К примеру, установка прямо по лестничному маршу двух металлических профиля, а именно швеллеров. Их прямо устанавливают по ступенькам и крепят к ним анкерами. При этом строго надо соблюдать два требования:
Расстояние между профилями должно быть равно расстоянию между колесами колясок.
Ширина швеллера должна быть больше ширины колеса инвалидного кресла.
При этом необходимо установить металлические пролеты так, чтобы они не мешали передвигаться по лестнице другим ходячим людям. Добавим, что сегодня многие производители предлагают готовые устройства, с помощью которых можно быстро соорудить неплохой пандус для инвалидов. При этом производители строго учитывают требования, предъявляемые ГОСТами. Такие изделия могут быть стальными, алюминиевыми и пластиковыми.
Конечно, умельцы выкручиваются, как могут, поэтому в подъездах многоквартирных домов можно встретить и деревянные конструкции, которые устанавливаются на ребро около стены. Чтобы по ним спуститься или подняться, необходимо уложить пандус на лестничный марш, проехать по нему, а затем поставить заново около стенки. Справиться самим инвалидам с таким процессом не всегда под силу. Но другого варианта иногда просто не бывает.
И главное – чтобы обеспечить полную безопасность для инвалидов колясочников, необходимо придерживаться требований и норм СНиП и ГОСТов.
Аппарель и виды пандусов
Аппарели по своей сути представляют то же самое, что и пандус, то есть наклонные площадки, платформы или рампы, соединяющие две горизонтальные поверхности, находящиеся на различной высоте. Тогда как термин пандус, применяемый для детских и инвалидных колясок, зачастую относится к конструкции, состоящей из двух металлических полозьев.
Аппарелью в большинстве случаев называют одну или две широкие площадки, но принципиальной разницы между этими приспособлениями не существует. Любой из обустроенных видов данных конструкций, предназначенных для детей или инвалидов, обязан отвечать основным предписаниям ГОСТа и СНиПа РФ.
Благодаря такому соответствию, сооружения будут абсолютно безопасными для здоровья, жизни, а также имущества окружающих граждан, особенно пожилых, которые тоже относятся к маломобильным. В настоящее время существует множество вариаций пандусов и аппарелей, что позволяет подобрать подходящий для каждого конкретного здания, участка дороги или человека.
Несъемные устройства
Стационарные пандусы – фиксированные конструкции, которые обустраиваются на ступенях с максимальным учетом условий местности и архитектурных особенностей строения. Используемый для их изготовления строительный материал является очень прочным и долговечным и, как правило, достаточно тяжелым.
Данные конструкции бывают как однопролетными, так и многопролетными и обязательно должны дополняться перилами, в противном случае не будут отвечать существующим правилам. Откидные пандусы бывают при необходимости складные, в результате чего не располагаются на лестничной клетке все время.
Это жесткое приспособление поднимается вертикально с помощью специальных петель и закрепляется у стены или стандартных перил защелками. Откидной пандус, стоящий в подъезде многоквартирного здания, обеспечивает свободный проход по ступенькам лестницы и доступ к перилам всем жильцам. Подобные виды конструкций зачастую устанавливаются в общественном транспорте.
Но, к огромному сожалению, легкие и в то же время прочные модели, изготовленные из алюминия, нередко становятся приманкой для охотников за цветными металлами. Выдвижные приспособления устанавливаются в современном общественном транспорте и имеют автоматизированное управление, благодаря чему инвалидам не приходится его самостоятельно разбирать.
Съемные пологие дорожки
Раздвижные телескопические пандусы – это переносные, облегченные универсальные приспособления, созданные из двух отдельных аппарелей. Габариты и вес в разобранном и собранном состоянии для различных моделей отличаются, но все они изготовлены из прочного материала, чаще всего алюминия, имеют противоскользящее покрытие и способны выдержать 200-400 кг.
Переносной телескопический пандус для инвалидов идеально подходит для заезда в транспорт, по лестницам и прочим труднодоступным для коляски подъемам. Его можно раздвинуть на требуемую длину или, наоборот, к примеру, при преодолении порогов, пользоваться в сложенном состоянии. Средняя длина составляет 1,5 м, поэтому такое устройство компактно, но в раздвинутом виде оно достигает 3,5 м.
Рулонные (ролл) пандусы последнее время приобретают популярность, так в рабочее положение они приводятся достаточно легко. А когда в них нет потребности, их можно свернуть в рулон, максимально удобный для хранения. Они могут состоять из одной сплошной аппарели либо из двух отдельных. Такие устройства сверхпрочные, легкие и доступны для использования в любые погодные условия.
Эти конструкции собираются из отдельных модулей, ввиду чего бывают различных габаритов, которые можно изменять по необходимости. На текущий момент это наиболее простая и удобная разновидность съемных приспособлений для инвалидных колясок, которая зачастую используется при проведении публичных мероприятий.
Пандусы для порогов – достаточно небольшие сооружения, которые зачастую изготавливаются из листа металла и могут быть предназначены для конкретного порога либо делаются разборными, подходящими для нескольких незначительных возвышений. Их еще называют перекатные пандусы.
Фото съемной раздвижной аппарели
Рампы – это наиболее мобильные сооружения, предоставляющие возможность преодолевать небольшие преграды на пути. Основными их преимуществами являются компактные размеры, малый вес и нестандартное строение.
Инструменты, которые используются при создании поручней
Чтобы металлические поручни для пандусов были надежны и долговечны, их необходимо создавать только на профессиональном оборудовании. Во время создания описываемых элементов пандуса используются следующие инструменты:
- Дисковый станок необходим для реза металлической трубы и ее обработки.
- Торцеватели для труб из нержавеющей стали. Они нужны для снятия фаски с торцов металлических изделий, а также удаления заусенцев. Такие устройства способны обрабатывать как внутренние, так и внешние фаски.
- Вертикально-сверлильный станок предназначен для просверливания отверстий, необходимых для присоединения к ним креплений.
- Станок для редуцирования. Необходим для увеличения или уменьшения размеров заготовок.
- Трубогибы предназначены для сгибания труб и позволяют выполнять гибку хорошего качества.
- Машины для полуавтоматической сварки.
- Шлифовальные машины. Такие устройства используются на завершающем этапе создания ограждений и применяются для зачистки сварных швов.
Применение всех описанных инструментов позволяет создавать качественные и красивые поручни из нержавеющей стали для пандусов.
Пандус. Основные характеристики, общие требования
Как таковой пандус представляет собой пологую плоскость с ровной поверхностью и определенным углом наклона. Плоскость соединяет две и более горизонтальных поверхностей, расположенных на разном уровне возвышения от проезжей/прохожей части.
Обычный пандус можно увидеть как элемент лестницы рядом с любым строением. Несъемную стационарную конструкцию чаще всего обустраивают в один пролет, планируют на этапе проектирования объекта. Стационарные пандусы считают одними из наиболее практичных и удобных конструкций.
К общим требованиям относят:
- удобство для маломобильных граждан;
- достаточную ширину для размещения инвалидного кресла, коляски, сопровождения;
- простоту въезда/съезда;
- наличие ограждений (перил);
- ровность поверхности;
- безопасность эксплуатации.
Категорически недопустимо устраивать пандусы, съезд которых выходит на оживленную трассу.
Стандартный пандус выглядит так
Определение угла наклона
Правильный уклон пандуса – один из ключевых моментов обустройства удобного сооружения для инвалидов. Так как определение уклона в нормативных требованиях представлено различными способами, рассмотрим их подробнее:
Несмотря на жесткие требования строительных правил, иногда разрешается нестандартный наклон. Он приемлем в следующих ситуациях:
- В случае временного обустройства пандуса (при ремонте или реконструкции здания), если его высота не превышает 0,5 м, а промежуток между площадками не более 6 м, уклон может быть 8% или 1:12, что эквивалентно 4,8 о .
- Если высота сооружения не достигает 0,2 м, уклон допустим в пропорции 1:10, что составляет 10% или 5,7 о .
Обобщение изложенных требований наглядно представлено в следующей таблице:
Кто должен устанавливать пандус
Установка пандусов в многоквартирных домах без согласования с ТСЖ – запрещена. Статья 19 Конституции РФ говорит о равенстве прав и свобод всех граждан. Для обоснования монтажа устройств есть закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Статьи этого закона, а именно 15 и 16 устанавливают право инвалидов на доступ в общественные места, здания и сооружения наравне со всеми.
ТСЖ отвечают за эксплуатацию входов в подъезд и самих подъездов. Это значит, что без их согласования монтаж каких-либо устройств на подведомственной им территории невозможен.
После вступления в силу Жилищного Кодекса, перестала существовать норма, когда необходимо было получать согласие 2/3 количества жильцов подъезда для установки дополнительных устройств.
Это облегчает работу по получению согласований, и обратиться с просьбой об установке пандуса может один человек. Для получения разрешения нужно написать заявление в местный ЖЭК и оформить необходимые документы. При подаче заявления необходимо указать ссылки на законы и предоставить фотографию лестничного марша, где планируется установка оборудования. На рассмотрение заявления у чиновников есть 30 дней. После согласования ЖЭК силами своих рабочих проводит установку съезда — выезда.
Возможен ли монтаж своими руками, нужно уточнять в ТСЖ.
Установка всех элементов проводится по утвержденным техническим регламентам. Неправильно или самовольно установленные устройства подлежат демонтажу, а на виновных накладывается штраф.