Отопление гаража газом: основные особенности метода
В настоящее время газ считается одним из самых дешевых видов топлива. Отопительное оборудование, функционирующее на газу, можно без труда отыскать на современном рынке и приобрести за вполне приемлемую стоимость. Выбор необходимого варианта конструкции с подобным топливом требует рассмотрения всех возможных систем.
Финансовые и временные затраты на установку газового котла, как правило, не оправдывают себя. Специалисты рекомендуют рассматривать этот способ обогрева гаражного помещения только в том случае, если данная постройка является капитальной и имеет большие габариты.
В гараже можно обустроить полноценную отопительную коммуникацию, имеющую газовый котел
Еще один способ отопления предусматривает использование специальной тепловой пушки. В этом случае обогрев происходит за счет того, что внутри устройства выполняется сжигание топлива (в специальной горелке). Распространение тепла, выделяющегося при сгорании газа, осуществляется посредством вентилятора. Схемы отопления гаража должны учитывать все нюансы конструкции.
Еще один распространенный метод предполагает применение специального обогревателя. Все приборы такого типа подразделяются на две большие группы в зависимости от принципа действия. В первую из них входят приборы каталитического типа, а агрегаты из второй группы отапливают помещение за счет сгорания газа в сотах, выполненных из керамического материала (инфракрасных).
Установка в гараже тепловой пушки или любого нагревателя является более целесообразным решением с точки зрения финансовых расходов. Кроме этого, оба этих варианта газового отопления гаража не требуют получения специальных разрешений у соответствующих инстанций.
Газ, необходимый для обеспечения нужд оборудования, реализуется в баллонах. Перед их приобретением следует ознакомиться с особенностями их хранения, иначе может произойти взрыв. Основное, что нужно запомнить, – требуется соблюдать нормы пожарной безопасности. Согласно им газовые баллоны должны находиться в металлическом коробе (обязательно закрытом), поблизости не допускается расположение никаких источников тепла.
Установка в гараже газового нагревателя является более целесообразным решением с точки зрения финансовых расходов
Для чего необходимо обогревать гараж?
Многие российские автовладельцы владеют неотапливаемыми гаражами. Решение купить или построить такой гараж у всех было вызвано разными факторами: возможно в целях экономии, возможно постройка задумывалась как временная и т. п. Безусловно, стоянка авто в таком гаражном помещении более выигрышна, чем просто на улице: авто не пострадает от капризов непогоды, вам не придется счищать с авто снег по утрам, да и в таком гараже просто на пару-тройку градусов теплее, чем на улице.
Однако неотапливаемый гараж — безусловно, менее комфортен как для авто, так и для его владельца. Наиболее частые проблемы — приходится садиться в холодный салон, ежедневно прогревать мотор, регулярно проверять давление в шинах и уровень жидкостей, которые могут меняться из-за перепада температур.
Кстати проблема перепада температур свойственна и при хранении авто в отапливаемом гараже. Так, при выезде автомобиля из тепла на мороз, часто случается запотевание стекол, фар, плохо переносит резкие перепады и краска на кузове, что в редких случаях может даже привести к отслоению ЛКП.
В связи с этим возникает вопрос: так какую же температуру можно считать оптимальной для хранения автомобиля зимой?
Водяное
Чаще всего для обогрева жилых зданий и примыкающего к нему гаража используется водяная система. А вот если он стоит отдельно от дома, приходится обустраивать автономное отопление. Этот вариант обходится довольно таки дорого.
Водяное отопление — это система состоящая из радиаторов, котла и соединительных труб. Нагреваясь вода циркулирует по по трубопроводу и отдает свое тепло батареям. Батареи изготовленные из металла, который имеет высокий показатель теплопроводности, в свою очередь отдают тепловую энергию в помещение прогревая его. Но, конечно в постоянном отоплении есть и минусы.
В зимнее время за подкрылками и на днище автомобиля оседает слой снега и влаги. В гараже снег начинает таять и влага оказывает отрицательное воздействие на вашего железного коня.
На поверхности появляются пятна ржавчины. Значит, что срок службы автомобильного кузова уменьшается. В холодном гараже влага замерзает. Поэтому многие автолюбители не используют отопление.
Хотя, иметь возможность эффективно и довольно быстро протопить, должна быть всегда. А с другой стороны постоянное отопление в гараже, даже если он построен рядом с домом и подключен к общему отоплению нежелательно.
От электричества
Все обогреватели для гаража, которые используют электроэнергию, работают по принципу электрокотла или инфракрасного нагревательного элемента. Котлы бывают 3 типов: ТЭНовые, электродные, индукционные. Их подключают к водяному контуру отопления и используют только для нагрева теплоносителя. Такая система хорошо подходит для постоянного длительного применения.
Инфракрасные панели размещают на стенах и потолке в гараже. Они излучают тепло в невидимом для глаза спектре и начинают греть сразу после включения. Такие элементы, также как и тепловентиляторы, идеально подходят для редких посещений гаража для ремонта.
Фото 3. Потолочный инфракрасный обогреватель в гараже, работающий от электричества, прогревает помещение сразу после включения.
Самостоятельно установить электрокотел или инфракрасные панели несложно. Предварительно подбирают их по мощности. На 1 квадратный метр потребуется минимум 0,1 кВт, а на стандартный гараж около 3 кВт тепловой мощности.
В установке электрических тепловых приборов есть правило: несколько меньших по мощности источников лучше прогреет помещение, чем один большой.
Важно! Недопустимо использование самодельных устройств и «козлов», именно они становятся частыми причинами пожаров
Преимущества и недостатки
Плюсы электрообогрева:
- легкость установки;
- очень высокий КПД в 98–99%;
- компактность котла и панелей;
- использование автоматики включения поможет экономить электроэнергию;
- не требуется дымоход;
- отсутствуют продукты сгорания;
Недостатки связаны с высокой ценой на электричество и нестабильностью его подачи в гаражные кооперативы. Полностью автономной такую систему назвать нельзя.
Виды гаражных ИК обогревателей
В гараж можно поставить ИК обогреватели, работающие на электричестве и газе, промышленного и бытового типа, используемые в качестве общего или локального отопления.
Промышленные ИК излучатели
Основным предназначением установок является отопление помещений с высотой потолков от 3 до 8 м. Оптимально подходят для отопления гаражных боксов, автосервисов, автомоек, пунктов шиномонтажа и частных автомастерских. Работают на электричестве, дизельном топливе и газе.
Различают установки нескольких типов:
- Светлые обогреватели – называются так за счет того, что колба, отвечающая за ИК излучение, в процессе нагрева раскаляется докрасна. Температура сжигания газа 800-1000°С.
- Темные нагреватели – работают при температуре 350-400°С. Имеют меньший радиус опасной зоны нагрева, что особенно удобно при ограниченном пространстве гаража. Минимально безопасное расстояние для источника излучения 2,5-3 м.
Помимо указанных особенностей, при выборе промышленной установки следует обращать внимание на характеристики излучения. Для гаража лучше выбирать настенные инфракрасные обогреватели с применением длинноволнового излучения
Бытовые излучатели
Особой популярностью пользуется отопление гаража с помощью инфракрасного обогревателя бытового типа. Установка используется для локального нагрева. Часто излучатель устанавливают непосредственно над капотом автомобиля. Даже при сильном снижении температуры, двигатель не будет замерзать, поэтому завести автомобиль будет намного проще.
Можно использовать потолочные инфракрасные обогреватели для обогрева гаража, а также переносные модели на штативах, в качестве локальной или общей системы отопления. Некоторые модификации специально изготавливаются в виде потолочных панелей, встраиваемых в облицовку.
Отопление в гараже: требования к обогреву помещения
Основной причиной разнообразных проблем, связанных с отопительной системой, является чрезмерная экономия. Это приводит к монтажу некачественных и незащищенных конструкций, которые могут создать аварийную ситуацию. Безусловно, существуют и другие проблемы, например, игнорирование простейших правил конструирования обогрева.
Перед тем как приступить к монтажу отопительной коммуникации, рекомендуется изучить требования, которые к ней выдвигаются. Такая система должна быть надежной и простой в эксплуатации. А также она должна иметь хорошую резистентность к температурным колебаниям. Многое в этом случае зависит от того, из какого материала выполнена гаражная конструкция. Фото- и видеоматериалы на данную тематику позволяют получить ответ на вопрос о том, как сделать отопление в гараже.
Еще одно требование, которое выдвигается к отопительной конструкции, – автономность. Электрическое отопление в этом случае не является наиболее выгодным решением, так как при отсутствии тока отключается и обогрев.
В качестве теплоносителя рекомендуется применять антифриз. Это вещество не замерзает при низких температурах. Кроме этого, можно выполнить отопление в гараже на тосоле. Каждый из этих способов позволяет обезопасить отопительную конструкцию от промерзания и обеспечить ее эффективную работу.
Во время организации отопления в гараже необходимо хорошо продумать пожарную безопасность
Существует несколько условий, которые стоит учесть при монтаже отопительной коммуникации
Очень важно минимизировать потери тепла в гараже. Для этого можно выполнить утепление стен и кровли
Сохранить нужную температуру помогает и теплоизоляция гаражных ворот, через которые происходят довольно большие потери тепла.
Второе правило, требующее обязательного соблюдения, – прокладка эффективной вентиляционной коммуникации. Чтобы отопить гараж, необходимо создать систему с температурой в пределах 100 °C. Этого вполне достаточно, чтобы влажность внутри постройки соответствовала нормам. Соблюдение данного правила позволяет избежать проблем, возникающих при запуске двигателя машины.
Если для обогрева будет применяться конструкция, которая функционирует на жидком топливе, то тогда рекомендуется расположить возле отопительного модуля специальный ящик с асбестовой тканью
В случае возникновения аварийной ситуации эта мера предосторожности поможет устранить пожар и спасти постройку
Сохранить нужную температуру помогает теплоизоляция гаражных ворот
Если электричества нет: газовые инфракрасные обогреватели
До сих пор мы говорили об электрических «инфракрасниках», которые могут похвастаться всем, кроме автономности. В самом деле, при отключении электричества их достоинства превращаются в ничто. Для самых суровых условий придуманы устройства, где роль нагревательного элемента выполняет газовая горелка, питающаяся пропаном/бутаном из баллона, а специальные отражающие пластины преобразуют это тепло в инфракрасное излучение. Модельный ряд таких обогревателей разнообразен: от походных весом в 1 кг до промышленных, способных отапливать большие помещения (до 60 м2). К этой же категории относятся красивые инфракрасно-газовые камины в форме пирамиды с живым огнем внутри, предназначенные для использования на открытом воздухе — ими часто декорируют и обогревают открытые веранды в кафе и ресторанах.
Понятно, что газ опаснее электричества, поэтому подобные обогреватели снабжены специальными системами защиты: подача газа автоматически прекращается при затухании горелки, опрокидывании или сильном наклоне устройства, а также при избытке СО2 в окружающем воздухе.
Достоинства газовых инфракрасных обогревателей:
- высокая автономность;
- низкие эксплуатационные расходы в сравнении с электричеством (газ стоит дешевле);
- подходят для обогрева больших помещений.
Недостатки:
- выжигают кислород и выделяют СО2, так что могут использоваться только в помещениях с хорошей вентиляцией;
- крайне небезопасны в доме, где есть дети;
- работающий прибор нельзя оставлять без присмотра;
- требуют газа в баллонах, которые нужно покупать, доставлять на место и хранить с соблюдением всех мер безопасности.
Отопление гаража газом
Очень практичным и весьма экономичным будет использование для отопления гаражного помещения газа. Совместно с ними работают специальные тепловые генераторы. При этом можно использовать метан, бутан или пропан, классический природный газ.
Чтобы самостоятельно собрать газовое отопление гаража своими руками, следует учесть несколько значимых особенностей проведения работ:
- Установку газового баллона необходимо производить в специальном надежно утепленном шкафу
- Даже если помещение небольшое, придется постараться и отвести для установки требуемого оборудования защищенный уголок
- Если отапливаться гараж будет нечасто, следует рассмотреть другие варианты
Одно из преимуществ газового отопления – доступность оборудования на рынке и стоимости теплоносителя, который является одним из самых дешевых видов топлива.
Немного о пожарной безопасности
Обустраивая отопление гаража собственными руками, обязательно придется учесть очень важное требование – соблюдать все правила безопасности. Любое оборудование является пожароопасным и может послужить причиной серьезных последствий
Самое важное требование – надежная защита всех близлежащих поверхностей
Особенно это важно при прохождении через стену или крышу дымоходной трубы
Самое важное требование – надежная защита всех близлежащих поверхностей. Особенно это важно при прохождении через стену или крышу дымоходной трубы
Чтобы устранить ее соприкосновение со строительными конструкциями, рекомендуется сделать специальную гильзу на основе минеральной ваты
Деревянные или гипсокартонные участки придется оградить металлическим щитом. Все зазоры компенсируются асбестовым шнуром
Чтобы устранить ее соприкосновение со строительными конструкциями, рекомендуется сделать специальную гильзу на основе минеральной ваты. Деревянные или гипсокартонные участки придется оградить металлическим щитом. Все зазоры компенсируются асбестовым шнуром.
Следует учесть прочие советы:
- Если используются котлы отопления, закрывать заслонку для регулирования тяги необходимо лишь в тех случаях, когда топливо полностью выгорит и дотлеет
- Нельзя держать в гараже легковоспламеняющиеся вещества, особенно если они располагаются неподалеку от отопительного оборудования
- Обязательно следует разместить в помещении огнетушитель или прочие средства тушения пожаров
- Если отопительная система работает постоянно или гараж располагается в непосредственной близости от дома – рекомендуется оборудовать противопожарную сигнализацию
- Не стоит просушивать на отопительных приборах любые вещи, особенно различные ветоши, которые могли контактировать с горючими жидкостями
- Хранение газовых баллонов разрешается исключительно выше уровня половой поверхности
- На ночь оставлять включенным отопление не рекомендуется
Подключение электрических нагревателей
Наиболее аккуратно и грамотно необходимо продумать отопление электрическими обогревателями. Если их мощность слишком велика, проводка и счетчик не способны справиться с нагрузкой – придется остановить собственный выбор на более слабом оборудовании. Можно проложить новую проводку, однако подобное переоборудование гаража будет слишком дорогостоящим.
Рассмотрим некоторые особенности подключения электрических обогревателей в гаражном помещении:
- Минимальное рекомендуемое сечение провода – 2.0 мм, при этом предпочтение рекомендуется отдавать меди
- Использовать переносной кабель для подключения электрических обогревателей нежелательно. Если в этом есть необходимость, его длина не должна превысить 5 м
- Однофазная электропроводка способна выдержать подключение электронагревателя мощностью до 2.5 кВт. Параллельное подключение 2-х и более устройств станет причиной понижения напряжения до 170 В, что может оказаться весьма опасным
Подводим итоги
Обустройство отопительной системы для гаражного помещения среднего размера, предназначенного для одного автомобиля, начинается со скромных 5-6 тысяч рублей и может достигать пары десятков. Каждый его владелец должен оценить рассмотренные варианты исходя из потребностей и пожеланий.
Чтоб сократить затраты на эксплуатацию оборудования, следует часть денежных средств потратить на утепление стен и потолком в помещении. Проведение работ следует осуществлять снаружи, иначе теплоизоляционный материал может стать причиной пожара.
Необходимо позаботиться об отсутствии дыр и щелей, через которые будет утекать драгоценное тепло. Утепление крыши лучше всего сделать при помощи керамзита, при этом позаботившись о надежной гидроизоляции. Для стен используют пенопласт толщиной до 10 мм или минеральные негорючие ваты.
Монтаж отопления гаража, встроенного или пристроенного к дому
Как уже отмечалось ранее самым выгодным отоплением гаража это интегрирование в общую систему дома. Основными этапами монтажа можно назвать следующие шаги:
- В соответствии с расчетом теплопотерь выбирается необходимое количество радиаторов и на стенах гаража отмечаются места их установки.
- В намеченных местах устанавливаются крепления для радиаторов, которые затем навешиваются.
- В радиаторы вкручивается с герметиком вся нужная арматура: вентили с термоголовкой или без нее, балансировочные клапаны, заглушки.
- Прокладываются подающая и обратная магистрали от помещения котельной до гаража, делаются отводы для подключения радиаторов.
- Для обеспечения своего температурного режима контур отопления гаража лучше сделать отдельным. Для этого к коллекторам в котельной подающую и обратную магистраль надо подключить через трехходовой клапан-терморегулятор.
- После монтажа делают промывку и опрессовку контура отопления с давлением в 6 бар. В случае падения давления устраняются все недостатки и испытания проводятся повторно.
- Делается пробный запуск котла, проверяется работа радиаторов в разных режимах.
- Устанавливается термостат, который будет управлять работой циркуляционного насоса. При падении температуры ниже +5°C термостат даст команду на запуск циркуляционного насоса, который начнет прокачивать теплоноситель через контур отопления.
Гараж пристроен к дому.
Как правильно устанавливать инфракрасные обогреватели?
Для тех, кто желает установить инфракрасную систему отопления, нужно помнить, что такие обогреватели следует монтировать на специальной высоте.
Каждый обогреватель имеет свою высоту. Нормой считается 2.2 – 3,5 метра от пола. Особо важным является тот факт, что обогреватели нельзя устанавливать менее, чем на 0,5 метра от головы человека. То есть, если рост человека 1,9 м, то минимальная высота подвешивания оборудования должна быть 2,4 метра.
Не рекомендуется устанавливать инфракрасные обогреватели именно в зоне постоянного пребывания человека (над диваном, кроватью, письменным столом, на кухне, в гостиной).
Чтобы немного снизить воздействие, притом постоянное, на голову человека, рекомендуется смещать нагреватели немного в сторону. Это означает, что монтировать обогреватель непосредственно над головой не обязательно, его можно немного сместить вправо или влево.
Это приводит к большим потерям тепла. Также специалисты не рекомендуют устанавливать инфракрасные нагреватели на потолках из ПВХ составляющих.
При монтаже нужно быть внимательными и соблюдать минимальное расстояние между поверхностями и инфракрасным обогревателем.
Балансирование нагрузки
Балансирование нагрузки – это особый автоматизированный процесс, суть которого состоит в том, что можно управлять инфракрасными обогревателями, в нашем случае – самой нагрузкой на систему.
Управление может происходить по различным параметрам, вариантов может быть много – какие выбрать, решает сам потребитель.
Ниже указан пример использования обогревательных устройств. Основной принцип балансировки нагрузки заключается в том, что работать обогреватели должны не более 20 минут в час.
Схема действия инфракрасного отопления. Нажмите для увеличения.
Именно такое время считается оптимальным с тем условием, что здание имеет нормальную теплоизоляцию. Не более 20 минут в час должен быть включен обогреватель, для того чтобы поддерживать оптимальную температуру в помещении. Пиковая нагрузка должна быть не более 1,8кВт.
Основным материалом, который будет нужен для монтажа и самой системы обогрева, является короб – в него укладывается провод. Если потребитель делает скрытый монтаж в стене, то нужна гофра; если речь идет о деревянном доме, то использовать можно как короб, так и гофру.
Провод для терморегуляторов и нагревателей нужно брать сечением в 1,5 – 2,5 кв. мм – все зависит от нагрузки. Стоит отметить, что нужно предусмотреть и общий автомат, функцией которого будет включение и выключение системы отопления.
Инфракрасное отопление своими руками сделать очень просто, особенно это касается монтажа. Самостоятельно можно произвести прокладку проводов, а также монтаж и подключение нагревателей и терморегуляторов.
Главное – чтобы обыватель понимал принцип работы системы, особенности применения таких нагревателей. Если опыт таких работ отсутствует и человек не уверен в своих силах, лучше пригласить специалистов, которые грамотно, быстро и качественно смогут выполнить любые работы.
Конвектор – эффективность и качество
Быстрое и эффективное отопление гаража бытовыми конвекторами – выбор большинства автовладельцев. Преимуществ у конвектора намного больше, чем недостатков:
- чем холоднее поступающий в конвектор снизу воздух, тем выше теплоотдача обогревателя;
- есть возможность установить как электрический, так и газовый конвектор;
- корпус нагревателя не накаляется, температура не выше 65 градусов;
- полная гарантия пожарной безопасности;
- равномерный прогрев всего помещения гаража;
- автоматика позволяет поддерживать нужную температуру и экономит расход электроэнергии;
- обогреватель легко установить в любом удобном месте гаража.
Единственный минус такого конвектора – его придется часто чистить, так как в гараже всегда много пыли.
Важно. При установке газового конвектора обязательно нужно оборудовать качественную вентиляцию помещения
Классификация по типу нагревательного элемента:
- игольчатый тип тэна – нельзя применять в помещениях с высокой влажностью, так как тэн практически не защищен от воды, пыли и грязи;
- трубчатый тип тэна – влагонепроницаем, есть защита от перегрева. Бюджетное решение для небольшого гаража, но долго нагревается;
- монолитный тип тэна – в корпусе такого тэна нет сварных швов, поэтому нагревательный элемент надежно защищен от воды и ударов. Быстро прогревает гараж и можно установить автоматическую регулировку нужной температуры.
Как примерно рассчитать расходы на электроэнергию при выборе конвектора в гараж? Для утепленного гаража на 10 метров квадратных нужен конвектор на 1 кВт, этого вполне достаточно.
Варианты терморегуляторов в конвекторах:
- механический регулятор – точно выставить регулировку температуры невозможно, такие конвекторы в гараж выбирать не рекомендуется;
- электронный регулятор – есть таймер и датчик температуры, экономичен и безопасен;
- программируемая регулировка – от двух до четырех программ температурного режима, есть возможность установить индивидуальные параметры. Лучший выбор, но цена выше, чем у электронного регулятора.
Если скомбинировать ИК обогреватель над капотом и программируемый конвектор, то в гараже всегда будет комфортная температура и для хозяина, и для автомобиля.
Большинство автолюбителей используют гараж не только по прямому назначению, но и в качестве помещения, где можно отдохнуть от домашних дел, заняться хобби или какими-то хозяйственными делами. Чтобы пребывание в гараже оставалось комфортным и в зимнее время, помещение необходимо как-то отапливать.
Чтобы отопление было экономичным, необходимо знать особенности существующих способов обогрева, так как выбрать из них оптимальный для себя можно только с учётом конкретной ситуации и ряда факторов: габаритов помещения, его удаленности от жилья, доступности потребляемого топлива, бюджета на обеспечение гаража теплом и т.д.